40. Процессуальные теории мотивации
Более современные процессуальные теории мотивации исследуют прежде всего поведение людей с учетом их восприятия и познания.
Теория ожиданий Врума. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью определенного события. Основывается на взаимосвязях: затраты труда, результаты-вознаграждение, валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда – это соотношение между затраченными усилиями и полученным результатом. Ожидания в отношении результатов – вознаграждений – это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если не будет ощущаться взаимосвязи между достигнутым результатом и ожидаемым вознаграждением, мотивация будет ослабевать. Если человек знает, что при достижении цели он получит ожидаемое вознаграждение, но при разумных усилиях ее не достичь, мотивация будет слабой. Поскольку у конкретных людей потребности и желания в отношении вознаграждения различны, то вознаграждение за достигнутые результаты может и не иметь для них никакой ценности. При слабом действии одного из данных факторов будет слабой мотивация, низкие результаты труда. Валентность – это предполагаемая степень относительного неудовлетворения или удовлетворения вследствие получения какого-либо вознаграждения.
Теория справедливости. Данная теория гласит, что люди соотносят полученное вознаграждение к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей за подобную работу. Если коллега получил большее вознаграждение за аналогичную работу, то у возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение для восстановления справедливости, исправить дисбаланс. Люди могут восстанавливать справедливость либо уменьшив усилия, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Основной вывод теории справедливости заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что получаемое вознаграждение справедливо, они будут уменьшать интенсивность труда.
Модель Портера-Лоулера. Один из наиболее важных выводов Портера-Лоулера в том, что производительный труд ведет к удовлетворению. Согласно теории человеческих отношений удовлетворение способствует достижению результативности труда, иными словами, более довольные рабочие лучше трудятся.
Позднее, в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в. много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений на опыте американской компании IBM и японских кружков качества. В качестве примера современных европейских исследований по данной проблематике можно привести исследование мотивации труда в Финляндии, выполненное Тапани Алкулой.
- Управление персоналом . Шпаргалка (fb2)
- 1. Значение управления персоналом как практической деятельности, науки и учебной дисциплины
- 2. Персонал как объект управления
- 3. Характеристики современного этапа управления персоналом
- 4. Классические теории, теории человеческих отношений , гуманистические теории
- 5. Дальнейшее развитие теоретических основ науки управления персоналом
- 6. Основные факторы повышения роли персонала в организации и функции управления персоналом
- 7. Методы и принципы управления персоналом
- 8. Государственная система управления трудовыми ресурсами
- 9. Система социального партнерства
- 10. Понятие и смысл организационного проектирования в системе управления персоналом
- 11. Организационная структура системы управления персоналом
- 12. Цели системы управления персоналом , этапы организационного проектирования системы управления персоналом
- 13. Современные типы организационных структур
- 14. Кадровое обеспечение системы управления персоналом
- 15. Методы определения численности работников кадровых служб
- 16. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
- 17. Информационное обеспечение системы управления персоналом
- 18. Техническое обеспечение системы управления персоналом
- 19. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
- 20. Кадровая политика организации
- 21. Автоматизированные информационные системы управления персоналом
- 22. Система стратегического управления персоналом организации
- 23. Кадровое планирование
- 24. Правовое обеспечение системы управления персоналом
- 25. Методы определения потребности в персонале
- 1. Метод, основанный на времени трудового процесса.
- 26. Наем персонала
- 27. Оценка кандидатов при приеме на работу
- 28. Маркетинговый подход к определению потребности в персонале , путям и источникам ее покрытия
- 29. Отбор персонала
- 30. Деловая оценка персонала
- 31. Состав расходов на оплату труда
- 32. Аттестация персонала
- 33. Подбор и расстановка персонала
- 34. Профориентация персонала
- 35. Адаптация персонала
- 36. Организация системы обучения персонала
- 37. Методы и виды обучения персонала
- 38. Сущность мотивации трудовой деятельности
- 39. Содержательные теории мотивации
- 40. Процессуальные теории мотивации
- 41. Заработная плата как метод мотивации персонала
- 42. Модели и системы заработной платы
- 43. Наиболее эффективные методы мотивации трудовой деятельности персонала
- 44. Понятие и этапы карьеры
- 45. Планирование деловой карьеры
- 46. Сущность и порядок формирования кадрового резерва
- 47. Виды высвобождения персонала
- 48. Программы мероприятий по подготовке работников к выходу на пенсию
- 49. Понятие «организационная культура»
- 50. Содержание организационной культуры
- 51. Сущность организационного конфликта
- 52. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 53. Управление конфликтами в организации
- 54. Аудит персонала
- 55. Планирование и организация работы с резервом кадров
- 56. Программы мероприятий по высвобождению работников в связи с сокращением штата