logo
Doc10

23. Кадровое планирование

Кадровое планирование представляет собой процесс обеспечения потребностей  организации   персоналом  соответствующей квалификации в необходимом количестве в определенном временном периоде. Различают планирование общей потребности в  персонале , дополнительной потребности и потребности в специалистах и служащих.

Направления кадрового планирования: разработка кадровой стратегии  организации , в том числе создание условий для должностного роста и профессионального развития  персонала  и планирования необходимых условий труда, непосредственная работа по количественному и качественному укомплектованию  организации  работниками по каждой вакансии и в соответствующий период времени, развитие  персонала  с установлением потребностей каждого работника, планирование его индивидуальной деловой карьеры.

Стадии процесса кадрового планирования: определение воздействия организационных целей компании на ее подразделения; прогнозирование изменения численности  персонала  и общей потребности в нанимаемых работниках; учет имеющегося кадрового состава  организации  и определение дополнительной потребности в кадрах; разработка конкретного плана увеличения численности работников  организации .

Учет имеющихся кадров в  организации  состоит из трех этапов:

1) проводятся оценка и анализ состояния имеющихся или занятых в  организации  работников;

2) проводится оценка потенциала внешних источников для заполнения имеющихся кадровых вакансий, если в  организации  принята открытая кадровая политика;

3) разрабатывается конкретный план действий, связанный с изменением численности  персонала   организации . Кадровое планирование подразделяется на краткосрочное (до 2-х лет), среднесрочное (2 – 5 лет) и долгосрочное (свыше 5 лет).

Также существуют следующие виды кадрового планирования: потребности в  персонале , набора и привлечения  персонала , сокращения численности работников, обучения  персонала , расходов на содержание  персонала , роста рентабельности  персонала .

Кадровое планирование, связанное с набором и наймом  персонала  во вновь созданную компанию, а в случае расширения  организации  – с появлением новых видов деятельности, следует начинать с оценки количественной и качественной потребности в  персонале .

Качественная потребность определяется уровнем квалификационных требований, предъявляемых к  персоналу , т. е. профессией, специальностью.

Количественная потребность в  персонале  планируется путем определения его расчетной численности и ее сравнения с фактической обеспеченностью работниками в запланированном временном периоде.

Общая потребность определяется посредством суммирования требуемого количества работников по всем критериям.