4.5.2. Образование и подготовка кадров по уп
Для обеспечения потребностей в развитии и широком применении методов и средств УП во всех перспективных сферах их приложения необходимо подготовить корпус специалистов в этой области, в том числе:
- Руководителей верхнего, среднего и нижнего звена - потенциальных заказчиков и инициаторов применения УП.
- Руководителей проектов разного уровня.
- Специалистов по УП - членов команд проектов, отвечающих за различные компоненты проекта и функции УП.
- Специалистов различных областей и сфер - потенциальных пользователей УП, которые должны знать основы УП для использования в своей практической деятельности.
- Специалистов-разработчиков и консультантов в области УП.
Для того, чтобы достигнуть уровня развитых стран и обеспечить широкомасштабное применение УП в осуществляемых в России программах и проектах, в стране должно быть по предварительным данным около 2,0 млн. специалистов, знакомых с УП в разной степени.
Поэтому уже в ближайшее время должны быть созданы системы и центры обучения, подготовки и переподготовки специалистов. Для этого должны быть использованы существующие учебные заведения, формы и методы обучения, а также созданы новые. Системы образования должны охватывать все категории обучаемых, все формы и методы обучения, в том числе:
- краткосрочные курсы (несколько недель) - для руководителей верхнего звена;
- среднесрочные курсы (несколько месяцев) - для руководителей среднего и нижнего звена, специалистов с высшим образованием и опытом работы;
- специализация (включение курса по УП) в ВУЗах на старших курсах для перспективных отраслей и сфер деятельности, использующих УП;
- новая специальность в ВУЗах - проект-менеджер;
- система переподготовки кадров (периодическая в течение нескольких недель) - для руководителей разного уровня, проект-менеджеров и специалистов по УП разного профиля;
- система телевизионного обучения с консультациями и приемом экзаменов на местах - для проект-менеджеров разного уровня;
- системы обучения с отрывом и без отрыва от производства в дневное и вечернее время - для проект-менеджеров и специалистов УП разного уровня, имеющих высшее образование и опыт работы.
Для обеспечения учебного процесса по подготовке специалистов необходимо:
- разработать учебные программы курсов различной длительности и назначения;
- разработать и издать учебные и методические материалы и пособия, отвечающие требованиям и специфике современных условий;
- разработать и подготовить систему и порядок сертификации проект-менеджеров и организаций по профессиональному управлению проектами, в том числе по международным стандартам сертификации;
- подготовить и обеспечить современную материально-техническую базу для учебных центров, заведений, курсов, включая современную оргтехнику, компьютеры, научно-методическое, программное и информационное обеспечение по УП;
- подготовить, провести сертификацию и организовать коллективы преподавателей - специалистов по УП;
На рис. 67 приведена структурная схема системы образования и подготовки кадров по УП.
Программа подготовки профессиональных кадров в. области УП требует поддержки и участия со стороны государства, заинтересованных деловых кругов, профессиональных организаций. Для успешной реализации такой программы необходимо всемерно использовать имеющийся в развитых странах богатый опыт, научно-техническую помощь и сотрудничество с профессиональными ассоциациями, объединениями и другими заинтересованными организациями.
Первым положительным опытом организации такой работы при многостороннем сотрудничестве является "Программа подготовки Российских проект-менеджеров", осуществляемая Московским Государственным строительным университетом (МГСУ) и Институтом Экономического Развития Всемирного Банка (EDI WB) при поддержке Правительства России и содействии СОВНЕТ, ИНТЕРНЕТ и PMI.
На первом этапе этой программы в 1993-94 гг. разработаны необходимые материалы и подготовлено свыше 40 преподавателей по УП.
На втором этапе в 1994-95 гг. в различных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Красноярске и др. будут сформированы коллективы преподавателей и организовано обучение проект-менеджеров для Российской экономики.
Подготовленных преподавателей по УП предполагается сертифицировать по международным стандартам комиссией из представителей Всемирного Банка, МГСУ, СОВНЕТ и ИНТЕРНЕТ.
- 3.3.2. Основание совнет
- 3.3.3. Основные цели и задачи Ассоциации
- 3.3.4. Члены совнет
- I. Профессиональное развитие, повышение знаний и мастерства:
- 2. Обмен идеями, достижениями, опытом и обсуждение возникающих проблем с отечественными и зарубежными профессионалами по управлению проектами:
- 3.3.6. Основы стратегического плана Ассоциаций на 1993-1995 г.Г.
- 3.3.6.1. Проблемы 90-х годов
- 3.3.6.2. Цели Ассоциации на 1994-1995 гг.
- Глава 4 перспективы развития и применения управления проектами в россии
- 4.1. Зачем нужно управление проектами в россии? где его применять?
- 4.2. Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформы в россии
- 4.2.1. Характерные типы проектов
- 4.2.2. Общая структура осуществляемых изменений
- Тип и назначение
- 4.3. Методологические проблемы применения и развития управления проектами
- 4.3.1. Характеристика особенностей проекта
- 4.3.1.1. Монопроекты
- 4.3.1.2. Мультипроекты
- 4.3.1.3. Мегапроекты
- 4.3.2. Общий анализ состояния методов и средств уп
- 4.3.3. Детальный анализ состояния методов и средств уп
- 4.4. Где можно и нужно применять управление проектами в россии?
- 4.4.1. Рекомендуемые области применения уп в России
- 4.4.2. Перспективные сферы приложения уп в России
- 4.4.2.1. Применение имеющихся методов и средств
- 4.4.2.2. Адаптация и развитие существующих разработок
- 4.4.2.3. Разработка новых методов и средств уп
- 4.5. Что нужно делать для развития и применения управления проектами в россии?
- 4.5.1. Методы и средства Управления проектами
- 4.5.1.1. По типам проектов
- 4.5.1.2. По фазам жизненного цикла
- 4.5.1.3. По функциям уп
- 4.5.2. Образование и подготовка кадров по уп
- 4.5.3. Формирование рынка для профессионального управления проектами
- 4.5.4 Что необходимо для поддержки и обеспечения развития и применения профессионального управления проектами в России?
- Заключение
- 1.1. Что такое проект? ........ 11
- 1.2. Что такое управление проектом? ....... 56
- Глава 2. История развития управления проектами
- 2.2. Развитие управления проектами за рубежом . . 93
- 2.3. Основные этапы развития управления проектами
- 3.1. Анализ тенденций в сфере управления проектами . . 130
- 3.2. Основные направления нормализации
- 3.3. Российская ассоциация управления проектами -
- 3.3.2. Основание совнет ................... 151
- Глава 4. Перспективы развития и применения управления проектами в россии