Ролевые функции менеджера (по Минцбергу).
Мы уже немного затронули роли менеджера в прошлой статье, но мне очень понравилась модель, предоставленная уважаемым профессором, я считаю что эти толкования ролей менеджмента стоит использовать при расставлении ключевых фигур на предприятии.
Итак давайте подробно рассмотрим какие фигуры входят к межличностным ролям:
Глава организации – эта роль связана с выполнением рутинных функций правового, социального, представительского характера. Это могут быть, например декан факультета именно он в торжественной обстановке вручает студентам дипломы, представитель фирмы участвующий в передачи благотворительной помощи, музеям, больницам, школам и т.д., именно с этим человеком связывают организацию в целом и все победы и неудачи.
Лидер – этот руководитель несет ответственность за мотивацию, активизацию, концентрацию подчиненных на достижении целей компании. Лидер отвечает за набор и подготовку работников, контролирует выполнения функций работниками. Собственно говоря эта роль и охватывает все управленческие действия с участием подчиненных.
Связной – эта роль предполагает выполнения и поддержания хорошихмежличностных отношений за пределами организации. Основной ролью связного является переписка и ведения совещаний на другой стороне, другая работа с внешними организациями и людьми.
Фигуры отвечающие за информационное обеспечение:
Приемник информации – я назову их «ищейки», люди которые всегда чувствуют информационный голод, они собирают информацию об конкурентах, информируют о новинках, информируют об изменениях происходящих за пределами компании. К непосредственным обязанностям относят обработку почты, обработка контактов связанных с приходом новой информации, ознакомительные поездки.
Распространители информации – осуществляют оперативное расспостранение информации нужным отделам, полученной из внешних источников, или от сотрудников. Основная задача, рассылка почты, составления отчетов для общественности, передача полезной информации, личные контакты или беседы с той же целью.
Представитель – выражение за пределами организации ёё официальной точки зрения, ответы на вопросы прессы. Участие в брифингах, пресс конференциях, разговоры в прессе и т.д.
Роли связанные с принятием решений:
Предприниматель– эта роль является самой ведущей в любой организации, ведь именно от эффективной работы этих ролей и зависит улучшения в развитии компании. Эти роли менеджмента изыскивают возможности внутри компании, разрабатывают и запускают проекты и контролируют их исполнения.
Устранители нарушений – следят за дисциплиной выполнения и корректируют действия в момент, когда организация оказывается в “аврале”, или неприятных отношениях или перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого курса. Поскольку отклонения происходят быстро и самое ужасное неожиданно, то здесь этим ролям менеджмента дается приоритет перед другими ролями. От действий этой роли зависит сиюминутная постановка целей и быстрое их выполнение. Основной задачей этих ролей есть обеспечение функции оперативного управления.
Распределители ресурсов – ответственные за распределение всех ресурсов компании. Поскольку все организации действуют в условиях ограниченных ресурсов, то как раз эта роль и занимается этим процессом. К ресурсам можно отнести деньги, люди, время, материалы и т.д.
Переговорщик – роль менеджера связанная с постоянной необходимостью торговаться с представителями других организаций или отдельными людьми для отстаивания интересов собственной компании или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы вопросы выполнения работы, ресурсов, целей, разных условий продаж или покупок, влияющих на организацию, от имени которой выступает менеджер.
Известный канадский ученый Генри Минцберг предложил выделять в деятельности менеджеров различные роли. Роли — это набор определенных правил поведения, характерных для деятельности менеджера. При этом важно понимать, что одни и те же роли в организации могут играть разные руководители. Кроме того, масштаб (сложность) ролевых установок может меняться в зависимости от уровня менеджмента (должности руководителя).
Генри Минцберг (Henry Mintzberg, 2.09.1939 г.) — профессор факультета управления в университете Макгилла (Монреаль, Канада) (рис. 12.1). Автор 140 статей и известных всему мировому бизнес-сообществу 14 книг. Генри Минцберг на протяжении многих лет неизменно занимает ведущие позиции в списках самых влиятельных управленческих мыслителей мира, а его работы изучаются практически во всех бизнес-школах.
Изучите классификацию ролей, предложенную Г. Минцбергом (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Роли менеджеров
Роль
Описание
Характер деятельности
Межличностные ролевые установки
Номинальный глава
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера
Церемониалы; прием посетителей; действия, обязываемые положением; подписание документов
Лидер
Ответственный за мотивацию и активизацию работы подчиненных; за набор, подготовку, обучение работников и связанные с этим обязанности
Практически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено
Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают помощь
Переписка; налаживание внешних связей; другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные ролевые установки
Наблюдатель
Ищет и получает разнообразную (в основном, текущую) информацию, необходимую для всесторонней оценки состояния компании и ее внешней среды; выступает в роли «нервного центра», в котором хранится внешняя и внутренняя информация о компании
Изучение периодических изданий и отчетов; осуществление контактов, связанных с получением информации
Распространитель
Передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая — требует интерпретации для формирования взглядов
Проведение собраний для обмена информацией; передача информации по телефону, электронной почте и т.п.
Представитель
Передает информацию о планах организации, политике, действиях, результатах за ее пределы; выступает в качестве эксперта по вопросам отрасли, в которой работает компания
Участие в совещаниях; проведение собраний правления; выступления в СМИ и т.п.
Ролевые установки, связанные с принятием решений
Предприниматель
Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами; разрабатывает и запускает «проекты по усовершенствованию», приносящие изменения, руководит разработкой определенных проектов
Выработка стратегии и проведение анализа для разработки новых программ
Ответственный за отсутствие сбоев
Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с непредвиденными проблемами
Выработка стратегии и проведение анализа для решения проблем и выхода из кризисных ситуаций
Распределитель ресурсов
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации — что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
Составление планов; получение разрешений; мероприятия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
Участник переговоров
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах
Ведение переговоров
По мнению Г. Минцберга роли зависят друг от друга и взаимодействуют друг с другом, что позволяет создать единую систему менеджмента в организации. Эти десять ролей, реализуемые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.
- Общие законы организации.
- Pest-анализ.
- Swot-анализ.
- Англо-американская модель управления.
- Внешняя среда организации: характеристика, особенности, учет факторов в управлении.
- Делегирование полномочий в системе управления организацией.
- Делегирование полномочий.
- Деловая карьера менеджера.
- Информационные технологии в управлении
- Корпоративная социальная ответственность.
- Корпоративные конфликты в компании и пути их разрешения.
- Логистическое управление в менеджменте.
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление).
- Менеджмент качества и его основные особенности.
- Менеджмент ценных бумаг в оао
- Методы аттестации персонала.
- Методы морального стимулирования персонала.
- Немецкая модель управления.
- Общие законы организации.
- Основные внутренние переменные организации по м.Мескону, а.Альберту, ф.Хедоури
- Структура
- Технология
- Основные организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Основные функции менеджмента.
- Особенности корпоративного управления в России.
- Оценка эффективности управления организацией.
- Планирование как функция управления в менеджменте.
- Проблемы стратегии и тактики антикризисного управления.
- Процесс осуществления управления организацией.
- Процессы организации.
- Процессы управления проектами.
- Работа в командах и факторы ее эффективности.
- Ролевые функции менеджера (по Минцбергу).
- Роль лидерства в системе менеджмента.
- Самомаркетинг.
- Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
- Система коммуникаций в структуре управления.
- Системный подход как метод управления.
- Содержательные и процессуальные теории мотивации в менеджменте.
- Создание команд в организации и управление ими.
- Социально-психологические методы управления организацией.
- Стили лидерства в управлении организацией.
- Стили управления менеджера
- Сущность процесса принятия решения и его структура.
- Теории «х» и «у» МакГрегора.
- Теория мотивации а.Маслоу
- Теория социальной справедливости Адамса
- Типы и виды организационных структур: особенности управления.
- Управление жизненным циклом продукции (услуг, работ) предприятия.
- Управление конфликтами в менеджменте.
- Управление собственным временем.
- Управление собственным имиджем.
- Управление социально-психологическим климатом коллектива
- Учет и контроль в менеджменте.
- Формирование стратегических целей и стратегий организации.
- Цели и виды социальных организаций.
- Экономические методы управления организацией.
- Экономические методы управления персоналом.
- Этапы организационного проектирования.
- Этика социальной и корпоративной ответственности.
- Японская модель управления.