logo
voprosai_dlya_GAK_2013_u_g_1 (1)

Самомаркетинг.

Самомаркетинг – это умелое представление самого себя и своих возможностей на рынке труда в самом выгодном свете с той целью, чтобы вызвать интерес потенциального работодателя.

Самоимиджирование – процесс по созданию или коррекции собственного имиджа, обладающего заданными свойствами, результатом которого является достижение поставленных целей.

Самокоррекция – процесс исправления, поправка самого себя относительно имидж – стандарта.

Самомониторинг – изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое поведение.

Самопрезентация – процесс представления себя в социальных ситуациях и культурно принятых способов действия и поведения.

Самопродвижение – это открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в отборе кандидатов, назначении на должность и т.д.

Саморегуляция – воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние.

Самореклама – создание максимальной популярности самому себе.

Самомаркетинг является одним из путей повышения конкурентноспособности, успешности и карьерного роста специалиста. Современная реальность такова, что при высокой конкуренции на рынке труда человек становится «товаром.

Все многообразные маркетинговые средства можно объединить в два основных вида:

Маркетинг, ориентированный на «товар», в качестве которого выступает рабочая сила (услуги труда).

Маркетинг, ориентированный на удовлетворение потребителей (работодателей) с учетом их дифференцирования.

Самомаркетинг – процесс, состоящий из двух частей:

Сосредоточить внимание на себе, своих знаниях, умениях, навыках, личностных качествах.

Обратить внимание и изучить требования работодателя, которому вы хотите понравиться.

Выделяют этапы самомаркетинга:

Определение и изучение своего целевого рынка, а также факторов влияния на нем: изучение состояния рынка труда в регионе; изучение собственных возможностей; изучение наиболее выгодных потенциальных покупателей; анализ конкурентов.

Изучение и определение потребительского спроса на целевом рынке. Нужно определить, в каком товаре нуждается потенциальный покупатель и где этот покупатель находится.

Выработка стратегии позиционирования товара «рабочая сила» для продажи своему потенциальному покупателю.

Продажа товара «рабочая сила». Организация грамотной коммуникации в системе «продавец - покупатель».

Подтвердить свое реноме. Приобретая товар, покупатель не должен разочароваться в покупке. Эта стадия относится к так называемому послепродажному обслуживанию товара.

Самомаркетинг – систематическое повышение рыночной стоимости самого себя, что помогает ускорить продвижение по служебной лестнице и быть успешным. Маркетинг намного облегчает жизнь всем, потому что его предназначение – выявить, чего хотят люди, а затем предложить им это, будь то – товар, услуга, специалист.

Самомаркетинг – искусство продавать себя на рынке труда

Ни для кого не секрет, что в поиске работы надо проявлять максимальную активность. Здесь полностью подходит поговорка «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но активность должна быть направленной. Не добьется успеха даже очень активный человек, чьи действия хаотичны и бессистемны, чья активность навязчива и не приносит ничего, кроме раздражения. Неуместна также и другая установка: зачем суетиться, если «все равно нигде не берут» или ложная уверенность в собственной высокой профессиональной востребованности. Вот где понадобится трезвая голова. Ошибки в планировании и действиях на рынке труда чреваты отсутствием желанного результата. А нам необходимо добиться результатов с меньшими затратами времени, сил и средств.

Попробуйте оценить свое место на рынке труда. Для начала попробуйте ответить хотя бы на следующие вопросы.

Какую профессию Вы представляете и насколько велик спрос на специалистов Вашего профиля на рынке труда?

Сможете ли вы посчитать примерное количество работодателей, которым нужны такие специалисты, как Вы, с учетом уровня желаемой вами должности?

Какое количество потенциальных конкурентов в поиске работы может быть у Вас? Кто они?

К какой возрастной категории Вы относитесь? Как оцениваете нынешний этап вашей карьеры с точки зрения уже пройденного пути и профессионального будущего?

Есть ли в Вашей профессии предпочтения по полу?

Сколько зарабатывают в среднем специалисты Вашего уровня? Насколько соответствуют рыночным ваши зарплатные ожидания.

Каковы требования работодателя к специалистам, к которым вы относитесь?

Можете ли сформулировать набор профессиональных компетенций, который необходим для вашей профессии? А назвать компетенции, которые могут понадобиться такому работнику в будущем?

Можете ли назвать смежные профессии, где мог бы пригодится Ваш опыт и знания?

Как правило, дать ответы на подобные вопросы затруднительно. Ведь не каждый из нас профессионально мониторит рынок труда, следит годами за объявлениями о вакансиях в своей сфере и для тренировки ходит по собеседованиям, чтобы убедиться в собственной востребованности. Хотя такие персонажи тоже встречаются, для них это своеобразное хобби. Но в реальной жизни люди сосредоточены на других вопросах.

Настал момент, когда Вам необходимо заняться самомаркетингом. Да есть такое слово и применяется оно в ситуации поиска работы. Почему маркетинг? А как же, ведь мы находимся на рынке. Имеем в виду не только рыночную экономику, но и ее огромную часть под названием «рынок труда». Рынку труда характерны все явления и понятия рыночной экономики: покупатели и продавцы рабочей силы, спрос и предложение, колебания спроса, цена рабочей силы, конкуренция, рабочая сила как товар, которому нужно организовать рекламу и сбыт. Причем на рынке труда как и в экономике в целом существуют и свои крупные игроки и монополисты, государственное регулирование и кризисные явления, собственные каналы информационного и рекламного характера. Рынок труда жесток и беспристрастен, и без «научного» подхода в его покорении не обойтись.

Самомаркетинг - это комплекс действий, связанных с собственным продвижением на рынке труда, повышением своей рыночной стоимости, выгодной продажей своей рабочей силы. Самомаркетинг необходим как в ситуации поиска работы, так и в целом в развитии собственной профессиональной карьеры.

Конечно, мы наблюдаем огромное количество людей, которые обладали врожденной способностью к самомаркетингу на рынке труда. Это кандидаты, которые волшебным образом оказываются в нужное время в нужном месте. Они всегда и всем работодателям нравятся, так как умеют от природы демонстрировать свои лучшие качества, прекрасно чувствуют профессиональную конъюнктуру, обладают навыками прекрасной самопрезентации. Мы наблюдали за такими специалистами и удивлялись тому, что «врожденный самомаркетинг» вовсе не признак хорошего профессионала. Зачастую успешные в самопрезентации кандидаты оказываются весьма поверхностными в своей профессии. Мое глубокое убеждение, что любой настоящий профессионал в состоянии отшлифовать свои навыки и умения в области самомаркетинга, чтобы успешно конкурировать с «карьеристами». Существует немало способов и средств самомаркетинга, на освоение которых не требуется так уж много времени, а использование этих приемов может быть очень увлекательным и полезным.

Любой маркетинг начинается с маркетингового исследования продукта. То есть Вас самих. В данном случае нужно определить свои лучшие стороны, сферу интересов и возможностей. Нужно сформулировать черты своего характера, привычки и взгляды и иметь точное представление о своих недостатках. В собственной самооценке помогут наблюдения окружающих Вас людей, а дополнить объективную картину могут специальные психологические методики, применяемые для оценки личности. Консультация профессионального психолога может быть неоценима в ситуациях, когда Вы сомневаетесь, подходит ли Ваш темперамент, психические особенности для ведения выбранной профессиональной деятельности. Если Вы открыли в своей личности какие-либо несоответствия выбранной профессии (например, темперамент и личностные особенности не подходит для работы в сфере продаж). Может именно это и являлось причиной Ваших профессиональных неудач? Или даже стало одной из причин увольнения? Настало время задуматься, что с этим делать? Если вы еще достаточно молоды и находитесь в начале своей профессионально карьеры, еще не поздно получить новое образование, так как есть время на разбег. Мой совет: поменять профессию лучше успеть до 25 лет. Дальше это сделать сложнее, так как придется откатиться к нулевой точке. А это не все могут себе позволить, так как есть необходимость нести обязательства перед семьей. Если поменять профессию для Вас не выход, так как вы утратите накопленный опыт и снизите собственную конкурентоспособность, то нужно искать другие возможности скорректировать ситуацию: возможно найти себя в смежной профессии (из продаж уйти в снабжение), либо искать вариант деятельности, где Ваши недостатки превратятся в достоинства. Например, если Вам не очень удается работать в продажах физическим лицам (быстро истощаемая психика), то вы гораздо успешнее будете в продажах юридическим лицам, а может Вам подойдет роль аналитика или эксперта в продажах. Прекрасно, если Ваш самоанализ покажет, что Вы выбрали дело по душе и можете смело двигаться в выбранном направлении.

Работа над «продуктом», то есть над собой, предполагает работу по совершенствованию собственного имиджа. Ваша одежда, манеры, тембр голоса, мимика и жесты - все это также имеет важную роль при приеме на работу, как образование и компетентность. Есть даже термин «самоимиджинг». Советы по совершенствованию внешнего вида могут быть разнообразны. Есть частные правила внешнего вида, относящиеся к ситуации собеседования: беспроигрышным вариантом является классический стиль в одежде, неброский макияж и маникюр, аккуратная прическа, опрятность. Работодателей могут раздражать татуировки на видимых частях тела, ювелирные украшения у мужчин (кроме обручального кольца), длинные волосы у мужчин, пирсинг, золотые коронки, немытые волосы, неухоженные ногти, открытая одежда, жвачка, запах алкоголя, употребленного накануне, спортивный стиль в одежде.

Но забота о собственном имидже имеет и более глубокое значение. Внешний вид человека важен для поднятия собственной самооценки. Перемены в жизни легче идут за сменой внешнего вида. Вспомните передачу «Снимите это немедленно». Смена имиджа может открыть в Вас новые силы, дать импульс переменам. Для некоторых настает момент поменять прическу, обновить гардероб, похудеть. Новые элементы имиджа добавят красок в Вашу жизнь и приведут к новым победам. Самое главное, что может дать Вам работа над собой – это преодоление депрессивного настроения. Вы не будете интересны никому, если на Вашем лице будет выражение безнадежности, тревоги, неуверенности. Приведу любопытный пример из практики: одного из соискателей – длинноволосового парня никак не хотели приглашать на работу. Смущал внешний вид. Наконец, работодатель поставил условие: приглашу, если подстрижется. Рекрутер постарался донести это требование так, чтобы не обидеть соискателя. И вот результат - благодарный соискатель оценил свой новый имидж и даже поблагодарил за совет, потому что с новой прической стал гораздо интереснее внешне. Был в нашей практике случай, когда перстень с печаткой у соискателя на руководящую должность стал причиной отказа в приеме на работу, несмотря на отличные деловые качества.

Если Вы задумываетесь о продвижении на более высокую должность, обзаведитесь хорошими часами и бизнес-аксессуарами, так Вы будете производить впечатление более солидного специалиста. Но и здесь не переборщите. Был прецедент, когда слишком дорогой автомобиль у соискателя стал причиной подозрений «в откатах» на предыдущем месте работы, к чему новый работодатель относился очень щепетильно.

Итак, вывод: компоненты имиджа должны быть хорошо продуманы, соответствовать ситуации, желаемой должности. Старайтесь «не переборщить».

Если Вы после всего сказанного подумали, что самое главное в «продукте» над которым мы работаем (то есть над собой) – это внешний вид и психическое здоровье, то Вы правы только на 30%. Конечно, эти факторы важны. Однако, работодатель делает ставку на профессионалов, а не на невозмутимых красавцев. Поэтому главная составляющая «продукта» - это профессиональное ядро. Опытные рекрутеры увидят за внешней оболочкой отсутствие профессиональной начинки. Попробуйте оценить Ваши профессиональные возможности. Кто Вы на данном этапе карьеры? Начинающий специалист, выпускник вуза? Или опытный работник предпенсионного возраста? На рынке труда есть свои возрастные группы: 18-23 (до 25), 25-40, 40-55 (60). Прекрасно, если Вы относитесь к «золотой середине». Ведь 25-40 лет – лучший возраст, в котором нужно успеть сделать карьеру. В этом возрасте находятся самые оплачиваемые и востребованные на рынке труда специалисты. Часто работники, за плечами которых 20-30-летний профессиональный стаж недоумевают, почему работодатели совсем не ценят их такой существенный профессиональный и жизненный опыт. Именно в классическом возрасте (30-40 лет) уже накоплен профессиональный опыт и стаж, который достаточен для любого уровня профессиональной деятельности.

Значительным фактором Вашей конкурентоспособности на рынке труда является полученное образование. Какое учебное заведение Вы закончили?

Престижный столичный вуз с именем, узнаваемым по аббревиатуре и традициями советского образования

Такой же вуз, но регионального значения

Малоизвестное учебное заведение

Понятно, что два первых варианта для Вас неоспоримый козырь. Но помните, что учебное заведение, которое вы закончили «работает» на Вас только в начале профессиональной карьеры. Потом этот фактор будет иметь второстепенное значение. Хотя существует большой спектр специальностей (например, юриспруденция), где учебное заведение будет оставаться определяющим критерием при выборе работника. Но также существуют профессии, где образование (как и его отсутствие) не имеет никакого значения, потому что главным фактором профессиональной успешности будут личные качества или приобретенные профессиональные навыки. Часто к таким профессиональным «талантам» относят умение работать в продажах. В сфере информационных технологий также встречаются талантливые самоучки. Никакие дипломы не помогут, если ты не умеешь делать или не знаешь, как делать. Знания, полученные во время учебы, быстро устаревают. Всем известно, что классическое образование далеко не практикоориентированное. Меняются парадигмы, подходы, появляются новые направления, тенденции. Современный профессиональный мир живет по законам Long Life Learning (обучение через всю жизнь). Если Вы не поддерживаете или не совершенствуете всю жизнь свои профессиональные компетенции, то вряд ли Вы сможете назвать себя настоящим профессионалом. Следите за новостями в своей профессиональной сфере, читайте современную профессиональную литературу, будьте в тренде, заглядывайте в «будущее» своей профессии.

Самым главным фактором конкуретоспособности на рынке труда является профессиональный опыт (его продолжительность, качество, последовательное совершенствование).

Поговорим о других факторах конкурентоспособности на рынке труда. На что, кроме возраста повлиять невозможно? Это наша принадлежность к определенному полу. Всем известно, что есть типично мужские и женские профессии. Не будем обременять Вас примерами и рассуждениями: они очевидны. Педагогика, бухгалтерия – женская сфера, инженерная деятельность, силовые структуры – мужская. Даже в продажах по-прежнему наблюдается разделение. Пока не пускают женщин в промышленные продажи. Дай бог, найдется несколько представительниц прекрасного пола, которые успешно продают автомасла, станки, оборудование. Из общих тенденций – женщины успешнее в сфере коммуникаций, мужчины в технических вопросах.

Есть факторы конкурентоспособности, на которые мы можем повлиять. Не секрет, что может определенно повысить Вашу конкурентоспособность наличие собственного автомобиля с возможностью использовать его в рабочих целях. Также Вы будете в более выигрышном положении, если будете иметь дополнительные компетенции в области информационных технологий. В наше время это универсальные компетенции для любой профессии. Все виды профессиональной деятельности обросли внедренными ИТ-продуктами. Эффективнее тот работник, которому легко дается освоение новых программ, а лучше если в своих знаниях он опережает текущие задачи. В отделе маркетинга одной компании повысили в должности, в зарплате и поручили новый интересный проект той сотруднице, которая проявила больше знаний в интернет-маркетинге, seo-продвижении. Такой же дополнительной компетенцией может стать отличное владение английским языком (не произвольным иностранным, а именно английским). Пример: в небольшом провинциальном городе иностранные инвесторы начинают новое производство. На должность главного бухгалтера позвали кандидата, которая ранее усиленно занималась языком в свободное от основной работы время. Именно эта нетипичная для бухгалтерии компетенция помогла соискательнице одержать верх над серьезными конкурентами.

Итак, первый шаг самомаркетинга – исследование продукта. Продукт – это товар для потенциального работодателя. Нужно иметь представление в каком «товаре» нуждается потенциальный работодатель. За какую цену он готов купить этот «товар»? В какой степени востребована именно Ваша профессия, специальность на рынке труда? Адекватны ли Ваши пожелания по заработной плате рыночным предложениям?

Настало время разобраться с ситуацией по вашей специальности на рынке труда и определить, какова Ваша действительная цена. Как добыть эту маркетинговую информацию? Не существует никакого другого способа, как активно искать работу, знакомиться с объявлениями о вакансиях в различных источниках (именно они содержат требования к соискателям и уровень заработной платы), примерять на себя эти предложения, участвуя в собеседованиях. Помогут Вам также и аналитические обзоры по уровню заработных плат и тенденциях рынка труда, спросе на различных специалистов, публикуемые в СМИ и на специальных сайтах. Старайтесь соотносить эти данные с тем регионом, в котором Вы живете. Ясно, что столичные зарплаты будут отличаться от провинциальных. Но если Вы рассматриваете возможность переезда, то копите полную информацию, касающуюся Вашей специальности. Неплохую консультацию по Вашим возможностям на рынке труда можно получить на специальных семинарах по эффективному поведению на рынке труда и технологии поиска работы, а также обратившись за помощью к профессиональным рекрутерам в кадровые агентства. Рекрутеры, занимающиеся подбором персонала профессионально, постоянно мониторят рынок разных специалистов и являются настоящими экспертами в этом вопросе.