Роль лидерства в системе менеджмента.
Лидерство — это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия в необходимое для организации русло. Лидерство — это явление, характерное в первую очередь для неформальных групп. Нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации далеко не первое место. При этом его «выдвигают» другие люди, сам он может не прикладывать для этого никаких усилий. Лидера не назначают, лидером можно только стать, завоевав доверие и уважение сотрудников.
Лидерство — очень сложная ноша. Обычно члены формальной или неформальной группы скрыто требуют от лидера соответствия тем идеальным чертам, которые они ему приписывают. По этой причине малейшее несоответствие этим идеалам может стать причиной утраты лидерских позиций.
М.Х. Мескон в книге «Основы менеджмента» выделил ряд факторов, которые помогают стать лидером: должностное положение, профессиональная компетентность, возраст, свобода передвижения по рабочей зоне, расположение рабочего места и отзывчивость. Впрочем, нельзя утверждать, что наличие этих факторов автоматически делает человека лидером: иногда лидерами становятся даже в том случае, если условия этому не благоприятствуют.
Лидер выполняет как в формальных, так и в неформальных группах очень важные функции. Именно от него зависит, насколько эффективно действует группа, способна ли она достигать целей, которые перед ней стоят.
Лидерство может быть как полезным, так и вредным для организации явлением. Полезным оно оказывается тогда, когда лидеру удается вести других людей к целям, выгодным для организации (даже если эти цели не были сформулированы как цели организации «официально»). Вредным же лидерство становится в тех случаях, когда из-за лидера люди начинают двигаться в каком-то другом направлении.
Например, многие работники могут быть недовольны условиями труда, но будут держать свое недовольство при себе. Лишь лидер в этой ситуации может четко сформулировать потребности работников и повести их за собой в борьбе за улучшение условий труда. С точки зрения организации, это может оказаться негативным явлением, поскольку цели организации, к сожалению, не всегда включают заботу о работниках (хотя бесспорно и то, что любая организация должна отдавать себе отчет в том, что удовлетворенность работников — это важное условие ее эффективного функционирования).
Приведенный пример спорен, так как требования работников об улучшении условий труда не всегда противоречат целям организации. Однако иногда руководство организации думает лишь о том, насколько эффективно функционирование организации, с точки зрения прибыли, не задумываясь о том, что чем лучше условия работы, тем более высоким может быть качество работы сотрудников.
Деятельность организации в большой мере зависит от способа действия тех людей, которые руководят этой организацией и в силу своего служебного положения играют или должны играть роль авторитета. Основа авторитета может быть разной: менеджера могут уважать, потому что он умен, решителен, умеет принимать решения и т. д. Но главная черта менеджера, который пользуется авторитетом, заключается в его способности управлять действиями других.
Авторитет — это в конечном счете социальная роль, а с любой социальной ролью связаны некоторые ожидания окружающих. Так, от носителя авторитета ожидают, что благодаря большим знаниям и высокому интеллекту он будет в состоянии указать другим, что и как они должны делать, причем правильность его советов будет подтверждена на практике.
Не стоит забывать, что авторитет в значительной степени зависит от психологического состояния личности, которую считают авторитетной. Другими словами, неуверенный в себе человек вряд ли когда-нибудь сможет стать авторитетом для подчиненных. Однако и ничем не обоснованная самоуверенность не придаст человеку авторитета в глазах окружающих.
Соответствующее психологическое состояние всегда складывается из осознания своих возможностей и компетентности, которые подтверждаются реальными фактами, из понимания того, что ждут от него окружающие, понимания своих прав и привилегий, а также значимости собственной деятельности.
Значительная часть людей, являющихся лидерами в коллективе, напрямую связывает свой авторитет с чувством собственной ценности. Поэтому часто случается, что увеличение авторитета воспринимается ими как личная победа, тогда как его потеря становится личной трагедией. Это во многом верно. Любой руководитель должен обладать авторитетом, а если он им не обладает, он, скорее всего, является плохим руководителем. Однако стоит помнить, что даже авторитетный человек может ошибаться, а следовательно, падение авторитета в глазах подчиненных далеко не всегда стоит воспринимать как личную катастрофу.
- Общие законы организации.
- Pest-анализ.
- Swot-анализ.
- Англо-американская модель управления.
- Внешняя среда организации: характеристика, особенности, учет факторов в управлении.
- Делегирование полномочий в системе управления организацией.
- Делегирование полномочий.
- Деловая карьера менеджера.
- Информационные технологии в управлении
- Корпоративная социальная ответственность.
- Корпоративные конфликты в компании и пути их разрешения.
- Логистическое управление в менеджменте.
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление).
- Менеджмент качества и его основные особенности.
- Менеджмент ценных бумаг в оао
- Методы аттестации персонала.
- Методы морального стимулирования персонала.
- Немецкая модель управления.
- Общие законы организации.
- Основные внутренние переменные организации по м.Мескону, а.Альберту, ф.Хедоури
- Структура
- Технология
- Основные организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Основные функции менеджмента.
- Особенности корпоративного управления в России.
- Оценка эффективности управления организацией.
- Планирование как функция управления в менеджменте.
- Проблемы стратегии и тактики антикризисного управления.
- Процесс осуществления управления организацией.
- Процессы организации.
- Процессы управления проектами.
- Работа в командах и факторы ее эффективности.
- Ролевые функции менеджера (по Минцбергу).
- Роль лидерства в системе менеджмента.
- Самомаркетинг.
- Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
- Система коммуникаций в структуре управления.
- Системный подход как метод управления.
- Содержательные и процессуальные теории мотивации в менеджменте.
- Создание команд в организации и управление ими.
- Социально-психологические методы управления организацией.
- Стили лидерства в управлении организацией.
- Стили управления менеджера
- Сущность процесса принятия решения и его структура.
- Теории «х» и «у» МакГрегора.
- Теория мотивации а.Маслоу
- Теория социальной справедливости Адамса
- Типы и виды организационных структур: особенности управления.
- Управление жизненным циклом продукции (услуг, работ) предприятия.
- Управление конфликтами в менеджменте.
- Управление собственным временем.
- Управление собственным имиджем.
- Управление социально-психологическим климатом коллектива
- Учет и контроль в менеджменте.
- Формирование стратегических целей и стратегий организации.
- Цели и виды социальных организаций.
- Экономические методы управления организацией.
- Экономические методы управления персоналом.
- Этапы организационного проектирования.
- Этика социальной и корпоративной ответственности.
- Японская модель управления.