2. Работа отдела кадров туристской фирмы
Отдел человеческих ресурсов является функциональным, или вспомогательным, подразделением туристского предприятия. Это связано с тем, что его сотрудники участвуют в создании туристского продукта не непосредственно, а косвенно. Как правило, работники отдела человеческих ресурсов (кадровой службы) выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей при решении вопросов о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и т.п.
По мере ослабления централизованной системы управления туризмом перед туристскими фирмами стали появляться принципиально новые задачи, связанные с управлением человеческими ресурсами. Решение этих задач требует совершенно иных навыков и умений, чем те, которые были достаточны для ведения документации, составления отчетов, организации культурно-массовых мероприятий и хранения трудовых книжек в недалеком прошлом. Именно по этой причине сегодня многие работники кадровых служб, перешедшие из ранее функционировавших отделов кадров, не могут предложить руководству туристского предприятия эффективного решения проблем, связанных с управлением персоналом. Поэтому и появилась новая профессия — «персонал-менеджер», т.е. управляющий персоналом. Управляющие персоналом — это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых — повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации.
В появившихся организациях рыночного типа возникла проблема преодоления разрыва между развитием инновационных стратегий, созданием новых продуктов и структур, с одной стороны, и выявлением способов управления человеческими ресурсами и развитием трудового потенциала — с другой. Особую роль в этом играют кадровые службы. По своим функциям, уровню подготовки, техническому оснащению и инструментарию кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на зачисление работников, подобранных вышестоящим менеджером, и хранить кадровую информацию (трудовые книжки). Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно превращались в центры по разработке и реализации стратегии организаций по труду. Это значит, что они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, планирования их карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда. Кадровая работа уже не рассматривается как чисто административная, осуществляемая независимо от других управленческих функций. Теперь надо знать хозяйственные потребности организации и в связи с этим рассматривать деятельность кадровой службы интегрированно с другими структурами. Результатом этого должны стать большая вовлеченность людей в бизнес, знание своих обязанностей и ответственности, развитие трудового потенциала, благоприятный психологический климат. Создается своего рода инфраструктура взаимодействия между линейными руководителями разного уровня, которая оперативно обеспечивает их документацией при перемещении кадров и замещении должностей. Функция управления человеческими ресурсами изменяется — от пассивного содействия кадровая служба переходит к активному участию в хозяйственных решениях, что в результате формирует в организации соответствующий консенсус.
Основу содержания работы кадровых служб составляют следующие факторы:
□ формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.п.);
развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);
совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
В организации должна быть разработана стратегия управления человеческими ресурсами: определены перспективные ориентиры использования персонала, его обновление и совершенствование, развитие мотивации.
С учетом изменений в системе управления персоналом выделяют четыре группы факторов:
Технико-технологические:
изменение структуры и форм занятости: дифференциация персонала и формирование «внутренних рынков труда»;
пересмотр организации труда с акцентом на интегрированные трудовые функции и групповую работу;
непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала;
□ создание комплексных систем управления качеством работы.
Личностные:
□ пересмотр принципов занятости, гибкие, индивидуальные формы работы;
□ создание системы непрерывного образования кадров;
□ ориентация системы стимулирования на предпринимательство, новаторство, участие в управленческих решениях;
изменение стиля руководства и повышение роли «корпоративной культуры» в системе управления;
комплексный подход к воспроизводству человеческих ресурсов в организации, закрепление и развитие ключевых кадров.
Экономические и социально-политические:
аккумулирование передового международного опыта управления кадрами;
создание новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и администрации компаний;
усиление взаимодействия кадровых служб с государственными органами;
□ политизация управления трудом. Развитие теории управления:
□ формирование целостного «видения» управления персоналом;
понимание роли личности в обеспечении эффективной работы организации;
повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов.
Названные факторы могут быть положены в основу программы, определяющей роль кадровых служб в организации.
Задачи кадровых служб могут быть сформулированы следующим образом:
всесторонняя поддержка бизнеса;
формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу; обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах;
□ выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;
создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;
расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.
При сохранении прежних функций служб управления персоналом особое значение приобретают тщательная разработка методов стимулирования всех участников трудового процесса, дифференцированный подход к трудовому потенциалу при выработке общих для организации принципов и правил работы с персоналом.
В связи с этим с особой остротой стоит вопрос о координации деятельности всех структур организации, проведении единой кадровой политики, подборе менеджеров, способных возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации.
- Тема 1. Туризм как объект управления
- 1. Основные понятия и управленческие категории туризма
- 2. Виды и формы туризма
- 3. Типы туристов
- 4. Туристское предложение
- 2.1. Понятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
- Признаки различия туристских предприятий
- 3. Формы организации и разделения труда в туристской фирме.
- 4. Проектирование организационных структур
- Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента туризма
- 1. Сущность, взаимосвязь и характеристика функций менеджмента туризма.
- 2. Принципы менеджмента туризма и их классификация
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Характеристика организационно-административных и экономических методов управления.
- 5. Социально-психологические методы управления и самоуправление.
- Тема 4. Стиль руководства туристской фирмой и авторитет менеджера
- 1. Стиль руководства туристской фирмой.
- 2. Требования к менеджеру
- 3. Власть и личное влияние
- 4. Авторитет менеджера
- Тема 10. Управленческие решения
- 1. Управленческие решения их содержание и виды
- 2. Процесс принятия решений
- 3. Методы принятия решений
- 4. Индивидуальные стили принятия решений
- 5. Условия эффективности управленческих решений
- 6. Организация и контроль за исполнением решений
- Тема 6. Управление персоналом туристской фирмы.
- 1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 2. Работа отдела кадров туристской фирмы
- 3. Планирование потребности в персонале
- 4. Подбор персонала, оценка деловых качеств и прием на работу.
- 5. Текучесть кадров, профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала
- Тема 7. Управление процессом труда в туризме
- 1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
- 2. Основные направления рациональной организации труда
- 3. Экономическая состязательность в управлении трудовыми процессами
- 4. Культура управленческого труда
- Тема 8. Роль делового общения в управлении туристской фирмы
- 1. Сущность и значение делового общения в управлении туристской фирмой.
- 2. Организация делового общения и его формы. Подведение итогов делового общения.
- 3. Организация проведения деловых совещаний и условия обеспечения их эффективности
- 4. Подготовка и проведение деловых переговоров и обеспечения условий их эффективности
- Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
- 1. Типы конфликтов и природа их возникновения
- 2.Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
- 3. Природа и причины возникновения стрессов.
- Тема 10. Эффективность менеджмента в туризме
- 1. Понятие эффективности менеджмента туризма
- 2. Понятие экономической эффективности менеджмента туризма и определение издержек туризма, их измерение
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 3. Понятие социальной эффективности менеджмента туризма и анализ ее составляющих.