6. Организация и контроль за исполнением решений
Организовать исполнение решения — задача не из легких. Она требует знания людей, их возможностей, сил, средств и методов исполнения. Организация исполнения решений — это специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации его исполнения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной.
Недостаточно опытный руководитель, мысленно оперирующий вещами и событиями, привыкает к легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно переносит эту легкость на реальную ситуацию. В результате такого менеджмента принимаемые им решения оказываются непосильными и на практике не выполняются. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что руководитель организует не свою собственную деятельность, а труд других людей. Это две разные вещи, ибо процесс исполнения решений также нужно организовывать. Исполнители должны получить четкую информацию о том, кто, где, когда и какими способами и средствами должен осуществлять действия, соответствующие принятому решению. Необходимо разработать план его реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих достижение целей решения с минимальными издержками.
Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполнение решений, является установление и структуризация коммуникаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей. Структуры таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между передающей (коммутатором-руководителем) и воспроизводящей стороной (исполнителем) могут существенно различаться. В связи с этим можно выделить наиболее часто встречающиеся в организации коммуникации — цепочную, многосвязную, звездную и иерархическую (рис. 7.2).
При цепочной структуре коммуникаций (рис. 7.2, а) решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми ими обсуждается. Все связи в такой коммуникации одинаковы, а командный стиль руководства отсутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.
В многосвязной структуре коммуникаций (рис. 7.2, б) все ее участники связаны между собой. Ее отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Отношения командования ярко выражены. В практике управления наиболее часто встречается на уровне первичного коллектива.
В звездной структуре коммуникаций (рис. 7.2, в) ярко выражен «коммутатор-руководитель», через которого передаются все задачи. Все связи замыкаются на нем (Р). Устойчивость и скорость передачи информации невысокие.
Для иерархической структуры коммуникаций (рис. 7.2, г) характерны ярко выраженные командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными, и командными.
Организационно-управленческие решения оформляют в виде приказа или распоряжения, после чего они приобретают силу закона. Однако множество решений в организации мигрирует в виде устных указаний, заданий, пожеланий и подобных управ-
Рис. 7.2. Структура коммуникаций: а — цепочная,
б — многосвязная, в — звездная, г — иерархические
отношения координации, ярко выраженное командное действие;
И — исполнитель, Р — руководитель
ляющих директив. Главная задача менеджера и состоит в том, чтобы организовать исполнение такого решения, обеспечить координацию действий и контроль за его выполнением.
Таким образом, организация исполнения решений немыслима без контроля. Контроль за исполнением решений является заключительной (завершающей) стадией управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения и достижении организацией поставленных целей.
Главное назначение контроля — в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также в своевременном принятии мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Следовательно, основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений.
С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений. Выделяются и другие функции контроля за исполнением принятых решений.
Диагностическая. Главная, ведущая функция контроля — кто бы что ни проверял, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состояние дел, т.е. поставить диагноз.
Обратная связь при контроле за выполнением поставленных задач позволяет руководителю не выпускать из рук бразды правления, дает ему возможность оказывать влияние на ход работы. Ориентирующая функция контроля проявляется в том, что те вопросы, которые чаще всего контролируются начальником, приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, выпадающие из поля зрения руководителя, зачастую не решаются подчиненными.
Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве позволяет менеджеру держать работы в поле зрения, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов.
Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Иными словами, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — по соответствию принятого решения практике.
Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, побуждает исполнителей к добросовестному труду.
В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля:
□ предварительный — предшествует принятию окончательного решения. Его цель — дать более глубокое обоснование принимаемому решению;
текущий — с его помощью вносятся коррективы в процесс исполнения принятых решений;
последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.
Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже самые оптимальные планы не могут быть реализованы, если их не довести до исполнителей и за их исполнением не наладить объективный и постоянный контроль.
- Тема 1. Туризм как объект управления
- 1. Основные понятия и управленческие категории туризма
- 2. Виды и формы туризма
- 3. Типы туристов
- 4. Туристское предложение
- 2.1. Понятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
- Признаки различия туристских предприятий
- 3. Формы организации и разделения труда в туристской фирме.
- 4. Проектирование организационных структур
- Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента туризма
- 1. Сущность, взаимосвязь и характеристика функций менеджмента туризма.
- 2. Принципы менеджмента туризма и их классификация
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Характеристика организационно-административных и экономических методов управления.
- 5. Социально-психологические методы управления и самоуправление.
- Тема 4. Стиль руководства туристской фирмой и авторитет менеджера
- 1. Стиль руководства туристской фирмой.
- 2. Требования к менеджеру
- 3. Власть и личное влияние
- 4. Авторитет менеджера
- Тема 10. Управленческие решения
- 1. Управленческие решения их содержание и виды
- 2. Процесс принятия решений
- 3. Методы принятия решений
- 4. Индивидуальные стили принятия решений
- 5. Условия эффективности управленческих решений
- 6. Организация и контроль за исполнением решений
- Тема 6. Управление персоналом туристской фирмы.
- 1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 2. Работа отдела кадров туристской фирмы
- 3. Планирование потребности в персонале
- 4. Подбор персонала, оценка деловых качеств и прием на работу.
- 5. Текучесть кадров, профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала
- Тема 7. Управление процессом труда в туризме
- 1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
- 2. Основные направления рациональной организации труда
- 3. Экономическая состязательность в управлении трудовыми процессами
- 4. Культура управленческого труда
- Тема 8. Роль делового общения в управлении туристской фирмы
- 1. Сущность и значение делового общения в управлении туристской фирмой.
- 2. Организация делового общения и его формы. Подведение итогов делового общения.
- 3. Организация проведения деловых совещаний и условия обеспечения их эффективности
- 4. Подготовка и проведение деловых переговоров и обеспечения условий их эффективности
- Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
- 1. Типы конфликтов и природа их возникновения
- 2.Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
- 3. Природа и причины возникновения стрессов.
- Тема 10. Эффективность менеджмента в туризме
- 1. Понятие эффективности менеджмента туризма
- 2. Понятие экономической эффективности менеджмента туризма и определение издержек туризма, их измерение
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 3. Понятие социальной эффективности менеджмента туризма и анализ ее составляющих.