4. Туристское предложение
Экономика любого рынка, в том числе и рынка туризма, определяется спросом и предложением. Спрос и предложение не существуют обособленно. В общем виде туристское предложение представляется как объект туризма. Это значит, что к туристскому предложению относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристского спроса: климат, ландшафт, гостиницы, рестораны, учреждения развлекательного характера и т.д. Следовательно, туристское предложение охватывает очень разнообразные элементы, и в целях оптимизации управления их необходимо систематизировать (рис. 1.2).
Туристское предложение состоит из первичного (первоначального) и производного предложений. Первичное предложение притягивает туристов своей естественной пользой. Оно создается не только для туристских целей. Производное предложение состоит из элементов, которые создаются исключительно для туристского использования. В составе производного предложения можно выделить туристскую инфраструктуру и туристскую супраструктуру.
Отнесение предложения к первоначальному или производному базируется на том, какие особенности, пригодные для использования в туризме, уже имеются и какие должны быть созданы для привлечения туристов.
Рис. 1.2. Составляющие туристского предложения
Первоначальное предложение изначально не связано с туризмом. В нем имеются различные факторы, которые оказывают, на туристов естественное притягательное влияние. Первоначальное предложение отличают следующие показатели:
□ природные особенности страны (географическое положение, климат, топография, растительный и животный мир);
□ социально-культурные факторы (культура, традиции, постройки религиозного и мирового значения, менталитет, гостеприимность, обычаи);
□ общая инфраструктура (пути сообщения, коммуникации, газо-, водо- и электроснабжение, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга).
Производное предложение по сравнению с первоначальным существует специально в туризме. Производное предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры. Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает. Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению.
Пример.В городе проживает 45 тыс. жителей. Кроме того, город располагает мощностями для размещения 18 тыс. туристов. Ранее население снабжалось электроэнергией, вырабатываемой небольшой гидроэлектростанцией. Однако с увеличением числа туристов электроэнергии этой станции стало не хватать. В связи с этим городские власти приняли решение увеличить мощность электростанции.
Важнейшей составной частью туристской инфраструктуры является собственно туристская инфраструктура, к которой относятся транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские сооружения, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации).
В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания. Они не относятся к туристской инфраструктуре, поскольку проживание и питание имеют для туризма решающее значение.
Если рассматривать отдельные элементы туристского предложения, то можно убедиться, что потребность в туристских услугах (туристский спрос) удовлетворяется, как правило, комплексом услуг, относящихся как к первичному, так и к производному предложению.
Пример. Для организации отдыха любителей горных лыж требуется обязательное наличие следующих элементов первичного и производного предложений:
природные особенности — топография (горы), климат (снег); туристская супраструктура — гостиницы, рестораны; собственно туристская инфраструктура — автобус, лифты, лыжни, прокат лыж:.
Таким образом, для удовлетворения туристского спроса необходимо наличие нескольких элементов. Если отсутствует какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма не может быть достигнута. Например, если нет снега, то невозможен отдых на лыжной базе, даже если присутствуют все остальные элементы.
Для эффективного менеджмента необходимо объединение всех туристских услуг, которые производят организационные звенья, относящиеся к отрасли туризма: туристские регионы; туристские предприятия1; туристские организации.
Туристский регион. Если взять за основу данное нами ранее определение туризма, то к категории туристского региона можно отнести много разнообразных мест. Туристским регионом может считаться как любой город мирового значения, так и небольшой населенный пункт, имеющий старинные постройки и привлекающий внимание туристов. Так как туристские регионы могут очень сильно отличаться друг от друга, мы попытались систематизировать их. В основе данной классификации туристских мест лежит мотив субъекта, побудивший его отправиться путешествовать в определенное место.
В зависимости от мотива различаются туристские регионы широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации скорее всего можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса. Он пользуется туристскими услугами потому, что их предлагают. Совершенно с противоположной целью отправ ляются в регионы узкой специализации, так как пребывание в них запланировано заранее.
Туристские регионы широкой специализации. В туристской отрасли внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также и для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры.
Образовательные центры — это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского иобразовательного характера.
Пример. Научный институт разрабатывает крупный проект. Прежде чем начать работу, в одном из городов собираются на конференцию специалисты института и независимые эксперты. В городе есть гостиница, специализирующаяся на организации конгрессов и конференций. Участникам предоставляются проживание, питание, залы заседаний с соответствующим техническим оснащением.
Промышленно-административные центры также относятся к туристскому предложению широкой специализации. Они подразделяются на промышленные, или коммерческие, и политические центры. Промышленными центрами считаются места, куда едут, чтобы заключать коммерческие договоры и товарные сделки.
Пример. Производитель трикотажа некоторую часть своего товара производит в Китае. Г-н К. летит в Китай, чтобы обсудить с фирмой-производителем особенности зимней коллекции трикотажных изделий.
Политические центры — это места, где располагаются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера.
Пример. Политический деятель одной из африканских стран приехал в Европу, чтобы выступить с докладом в Европейском парламенте в Страсбурге.
В центрах транспортного сообщения путешествующие пользуются туристскими услугами по техническим причинам.
Пример. Бизнесмен А. вынужден переночевать в гостинице аэропорта, так как следующий рейс — только завтра. Аэропорт для него — пересадочный пункт.
Туристские регионы узкой специализации. Как уже отмечалось, туристские регионы узкой специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посещения — желание исследовать эти места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.
Места отдыха. Это название собирательное. Оно употребляется для обозначения всех мест, которые используются для отдыха. В этой группе можно выделить курорты, места для проведения отпуска и места, расположенные вблизи места проживания и используемые для непродолжительного отдыха.
Курорты. Это название стало международным, но его значение не всегда одинаково. Так, например, в Швейцарии курортом обычно называется любое место отдыха, в то время как в Германии оно должно соответствовать предписанным законом требованиям. Общепринятые определения предполагают, что курорты должны иметь как минимум три показателя: природные лечебные факторы; соответствующие постройки; определенный лечебный характер.
Природные лечебные факторы — это лечебные свойства почвы, моря или климата. Курортные постройки — это здания, сооружения, в которых проводится лечение. Здания и сооружения должны соответствовать нормам гигиены, иметь безупречный вид и эксплуатироваться обученным персоналом. Важно, чтобы в таких местах была спокойная обстановка и чтобы их окружал приятный, экологически чистый ландшафт.
Места для отдыха во время отпуска. Исходя из мотивации путешествующих, местом отдыха может называться любое место, где можно остановиться на пять и более дней (минимально — четыре ночевки), чтобы отдохнуть. Они служат для восстановления и сохранения физических и психических сил человека. От курортов они отличаются тем, что на их террито рии нет общепризнанных природных лечебных факторов, которые могут быть использованы в терапии.
Близлежащие места для отдыха. Как говорит само название, такие места расположены поблизости от мест постоянного проживания человека. Часто люди отправляются в такие места на несколько часов или на выходные, чтобы получить разгрузку. Один и тот же регион, одно и то же место отдыха могут по-разному рассматриваться туристами: все зависит от того, откуда они прибыли и сколько хотят провести здесь времени.
Места с туристскими достопримечательностями. К этой группе туристских мест узкой специализации относятся исторические, религиозные (паломнические) места и развлекательные центры. Все они привлекают туристов, для которых на первом месте стоит не физический или духовный отдых, а желание познакомиться с чем-нибудь новым.
При выделении туристских мест, в зависимости от мотивации путешествующих, все зависит только от них самих, а не от особых признаков мест. Одно и то же туристское место нельзя отнести к определенному типу. Если его рассматривать с позиций разных людей, то оно может принадлежать к различным типам туристских регионов. Например, в большой деревне, расположенной в Альпах, есть туристская инфра- и супраструктура. Но для одних субъектов туризма она является политическим центром, другие считают ее близлежащим местом для непродолжительного отдыха.
Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Если посещение определенного места является средством достижения цели, тогда говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации.
ЛЕКЦИЯ: 2. Система и структура управления туризмом.
1. Понятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
2. Понятие cтруктуры и уровней управления туризмом
3. Формы организации и разделения труда в туристской фирме
4. Проектирование организационных структу
.
- Тема 1. Туризм как объект управления
- 1. Основные понятия и управленческие категории туризма
- 2. Виды и формы туризма
- 3. Типы туристов
- 4. Туристское предложение
- 2.1. Понятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
- Признаки различия туристских предприятий
- 3. Формы организации и разделения труда в туристской фирме.
- 4. Проектирование организационных структур
- Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента туризма
- 1. Сущность, взаимосвязь и характеристика функций менеджмента туризма.
- 2. Принципы менеджмента туризма и их классификация
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Характеристика организационно-административных и экономических методов управления.
- 5. Социально-психологические методы управления и самоуправление.
- Тема 4. Стиль руководства туристской фирмой и авторитет менеджера
- 1. Стиль руководства туристской фирмой.
- 2. Требования к менеджеру
- 3. Власть и личное влияние
- 4. Авторитет менеджера
- Тема 10. Управленческие решения
- 1. Управленческие решения их содержание и виды
- 2. Процесс принятия решений
- 3. Методы принятия решений
- 4. Индивидуальные стили принятия решений
- 5. Условия эффективности управленческих решений
- 6. Организация и контроль за исполнением решений
- Тема 6. Управление персоналом туристской фирмы.
- 1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 2. Работа отдела кадров туристской фирмы
- 3. Планирование потребности в персонале
- 4. Подбор персонала, оценка деловых качеств и прием на работу.
- 5. Текучесть кадров, профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала
- Тема 7. Управление процессом труда в туризме
- 1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
- 2. Основные направления рациональной организации труда
- 3. Экономическая состязательность в управлении трудовыми процессами
- 4. Культура управленческого труда
- Тема 8. Роль делового общения в управлении туристской фирмы
- 1. Сущность и значение делового общения в управлении туристской фирмой.
- 2. Организация делового общения и его формы. Подведение итогов делового общения.
- 3. Организация проведения деловых совещаний и условия обеспечения их эффективности
- 4. Подготовка и проведение деловых переговоров и обеспечения условий их эффективности
- Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
- 1. Типы конфликтов и природа их возникновения
- 2.Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
- 3. Природа и причины возникновения стрессов.
- Тема 10. Эффективность менеджмента в туризме
- 1. Понятие эффективности менеджмента туризма
- 2. Понятие экономической эффективности менеджмента туризма и определение издержек туризма, их измерение
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 3. Понятие социальной эффективности менеджмента туризма и анализ ее составляющих.