logo
ЛЕКЦИИ М в Т все темы

2. Понятие экономической эффективности менеджмента туризма и определение издержек туризма, их измерение

Суть управляющего воздействия в области экономического управления туризмом сводится к тому, чтобы расходы от туристской деятельности привести к минимуму. Как мы уже условились ранее, определение расходов тесно связано с определением потребления в туризме. В связи с этим потребление в туризме определяется как стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения спроса туристов. Таким образом, туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов туриста при подготовке, в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.

Чтобы более точно установить величину расходов на путеше­ствия, совершаемые во время отпуска, определяем:

частоту поездок. Она показывает, сколько путешествий предпринимает человек в среднем за определенный период времени:

где Чп — частота поездок; Кп — количество поездок и Чв — период времени;

интенсивность путешествий. При определении этого показателя принимают во внимание не отдельного человека, а все население региона. Интенсивность путешествий показывает, какая часть людей, занятых в народном хозяйстве, совершила путешествия в течение года. Это отношение путешествующих к численности всего населения региона (например, республики), выраженное в процентах:

где Ип — интенсивность путешествий; Кт — количество туристов; Чн — численность населения;

среднюю продолжительность поездок. Она рассчитывается путем деления общего количества ночевок на число поездок.

Различные компоненты, составляющие туристские расходы, могут быть разделены на три большие группы:

□ предварительные расходы, необходимые для подготовки и осуществления поездки;

□ расходы, возникающие во время путешествия и в посещаемых туристами местах;

□ расходы, производимые в стране выезда после возвращения из заграничной поездки (например, проявление фотопленки, ремонт автомобиля, поврежденного во время путешествия и др.).

Как видно, туристские расходы включают в себя довольно много составляющих — от приобретения потребительских товаров и услуг, являющихся неотъемлемым элементом путешествий, до покупки товаров длительного пользования и подарков для родственников и знакомых.

Характеристика расходов посетителей в стране пребывания

Одним из важнейших этапов определения эффективности туризма является экономический анализ всех статей туристских расходов. Выявленные в процессе такого анализа отклонения в виде обратной информации поступают в систему управления туризмом для принятия соответствующих управленческих решений. Разбивка по статьям туристских расходов важна для измерения воздействия туризма на экономику и отдельные ее секторы. В практике экономического управления туризмом выделяется семь таких статей расходов:

комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры. Комплексный тур включает в себя ряд туристских продуктов, приобретаемых посетителем в качестве единого пакета. Так как существует много разновидностей комплексных туров, необходимо определить элементы туристского пакета каждого посетителя. Некоторые типичные туры включают в себя только такие факторы, как транспорт и размещение, в другие же входят еще и питание, экскурсии и даже сувениры. Именно поэтому и необходимо производить разбивку комплексных расходов каждого посетителя на составные части, а затем подсчитать эти слагаемые для всех посетителей;

размещение туристов. Сюда входят следующие расходы:

□ стоимость проживания в коллективных местах размещения (гостиницах, кемпингах, лагерях отдыха и т.п.);

□ оплата за проживание в индивидуальных местах размещения;

□ текущие расходы — государственные сборы, эксплуатационные расходы, ремонт и др.;

□ расходы на таких объектах размещения, которые относятся к автофургонам или другим «домам на колесах», а также расходы, связанные со стоянками яхт и катеров у причалов;

питание и напитки. Это расходы:

□ на питание и напитки, которые производятся в ресторанах, барах, кафе, в развлекательных заведениях;

□ на питание и напитки, производимые в средствах размещения;

□ на питание и напитки, производимые в средствах транспорта, в тех случаях, если они включены в проездной билет;

□ на готовую пищу, сырые продукты питания и напитки, приобретаемые в розничной торговле;

транспорт. Это все дорожные расходы, производимые во время путешествия:

рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности. Данная статья расходов включает в себя стоимость занятия этими видами деятельности, включая стоимость аренды или приобретения необходимого инвентаря и снаряжения;

посещение магазинов. В эту группу входят расходы на товары (но не на услуги), приобретенные для целей личного потребления в пунктах розничной либо оптовой торговли;

прочие расходы. Сюда входят следующие расходы:

□ сборы, связанные с обменом валюты;

Приведенная классификация расходов в туризме необходима для выбора направлений, по которым следует строить модели экономического управления международным въездным и выез­дным, а также внутренним туризмом, определять предложение и измерять экономическую эффективность туризма. Рассмот­рим эти аспекты более подробно.

Измерение экономической эффективности туризма

Международные въездные посетители для каждой страны являются благом, поскольку они стимулируют развитие национальной и местной экономики, обеспечивают приток иностранной валюты и помогают финансировать строительство объектов, которыми могут пользоваться все граждане. Именно измерение расходов въездных туристов позволит оценить экономическое воздействие туризма на национальном и местном уровне. Не менее важно изучение доходов страны от внутренне­го и выездного туризма.

Максимальное увеличение вклада туризма в общее экономическое благосостояние граждан является важной стратегической целью как развитых, так и развивающихся стран. С помощью менеджмента можно увеличить чистые экономические выгоды от туристской деятельности, т.е. обеспечить превышение экономических результатов над издержками, связанными с функционированием туризма.

Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи:

□ измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;

□ определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;

□ установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;

□ выявить резервы, повышающие величину этого вклада.

Для решения названных задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента:

личные доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим по­нятием тесно связана занятость населения, выражающаяся ко­личеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;

коммерческие доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;

государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности. Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;

валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю поступлений от туризма в ВВП;

поступления чистой иностранной валюты.

В конечном результате имеющиеся данные об экономической эффективности туризма можно свести в табл. 1.

Определение издержек, связанных с туризмом

Туристские издержки можно определить как выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению туристского продукта до потребителя и удовлетворе­нию его спроса. В условиях нехватки ресурсов измерение эко­номической эффективности туризма без подсчета соответству­ющих издержек связано с большим риском и, по существу, невозможно. Более того, такой подход может нанести серьезный ущерб окружающей среде, резко повысить стоимость общественных служб, обеспечивающих туристов, а также значительно снизить качество жизни местных жителей.

Таблица 1

Оценка экономической эффективности туризма

Вид расходов

Расходы посетителей

Доходы предприятия

Образуемый фонд

Занятость населения

Государственные доходы

Комплексные поездки

Размещение

Питание и напитки

Транспорт

Рекреация и т.д.

Посещение магазинов

Прочие расходы

Итого

Издержки такого вида деятельности, как туризм, классифицируются по двум направлениям:

прямые издержки покрываются лицами (фирмами), производящими туристский продукт и пользующимися достопримечательностями туристского региона;

косвенные издержки компенсируются другими лицами и организациями, т.е. потребителями туристского продукта (например, издержки по эксплуатации автомагистрали турист перекладывает на других лиц без какой-либо компенсации).

Правительственные издержки на обслуживание и развитие туризма называются бюджетными. В нашем случае косвенные издержки, связанные со строительством и эксплуатацией дороги, а также с организацией работы полиции, обеспечивающей безопасность движения, несет правительство, которое перекладывает стоимость этих расходов на своих граждан, взимая с них налоги.

Существуют и иные, связанные с туризмом, косвенные издержки, которые несет уже не правительство, а сами жители этого региона. Государство, например, никак не решает проблему, связанную с повышением интенсивности движения в период наплыва туристов в разгар сезона, и местные жители будут тратить больше времени на поездки на работу и обратно, для совершения покупок и т.д. Но такой вид издержек измерить практически невозможно.

Экономическое управление в отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и источников образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффективности управленческой деятельности. Косвенные и бюджетные издержки приведены в табл. 2.

В процессе менеджмента следует изучить то, какие из всех представленных в табл. 13.2 издержек наиболее сильно коррелируют с эффективностью туристской деятельности. Вполне возможно, что некоторые статьи издержек для какой-то категории туристов будут отсутствовать. Например, посетители какой-либо страны не создадут издержек в области регулирования охоты и рыболовства или лесного хозяйства. В связи с этим подсчет бюджетных издержек, связанных с туризмом, предполагает определение доли всех категорий этих издержек, указанных в табл. 2, которые приходятся на посетителей.

Таблица 2 Виды косвенных и бюджетных издержек

Издержки

косвенные

бюджетные

Дорожные затраты и шум

Преступность Пожары

Загрязнение воды Загрязнение воздуха

Мусор

Нанесение ущерба природе

Разрушение социально-культурного наследия

Болезни и автокатастрофы

Строительство дорог, полицейские службы, общественный транспорт, транспортные терминалы и порты

Полицейские службы, система правосудия Пожарная охрана

Надлежащее водоснабжение и канализация Полицейские службы, автоинспекция

Система сбора и утилизации мусора, полицейские службы

Полицейские службы, парковые и рекреационные объекты, лесное хозяйство, регулирование рыболовства и охоты

Организация работы музеев и исторических объектов, полицейские службы

Больницы и другие объекты здравоохране­ния, санитарные службы и контрольные инспекции за качеством продуктов, поли­цейские службы, системы правосудия

После определения валовых экономических выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих доходов и их поступлений в государственную казну и издержек) необходимо произвести примерную оценку чистого дохода от отдельных типов посетителей (см. табл. 3, пример условный).

Таблица 3