1. Понятие эффективности менеджмента туризма
Рассматривая содержательную часть понятия «эффективность менеджмента туризма», следует исходить из того, что туризм — это прежде всего важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом. Таким образом туризм — это такой вид деятельности, который непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические отношения.
В силу все возрастающего воздействия туризма на общество возникает необходимость исследования его эффективности. Правильная оценка эффективности менеджмента туризма позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское предложение).
Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно, например, для промышленности, что более просто и менее трудоемко Тогда почему эффективность туризма так не определяется? Дело в том, что в других отраслях коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько особенностями и количеством потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного потребления любого ее продукта, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей — от типа продукта.
Определив потребителя туристского продукта как важнейший элемент эффективности, имеем в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к «туристским расходам». Любые расходы, в том числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.
Как видим, эффективность менеджмента охватывает различные сферы человеческой деятельности. В буквальном смысле эффективно вести дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность сродни целенаправленному воздействию, поэтому она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности управления туризмом. Речь идет об эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием «туризм», которую в рыночной экономике обеспечивает управляющая система. В связи с этим под эффективностью менеджмента туризма следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Эффективность управления туризмом рассматривается нами в двух направлениях: экономическом и социальном.
- Тема 1. Туризм как объект управления
- 1. Основные понятия и управленческие категории туризма
- 2. Виды и формы туризма
- 3. Типы туристов
- 4. Туристское предложение
- 2.1. Понятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
- Признаки различия туристских предприятий
- 3. Формы организации и разделения труда в туристской фирме.
- 4. Проектирование организационных структур
- Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента туризма
- 1. Сущность, взаимосвязь и характеристика функций менеджмента туризма.
- 2. Принципы менеджмента туризма и их классификация
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Характеристика организационно-административных и экономических методов управления.
- 5. Социально-психологические методы управления и самоуправление.
- Тема 4. Стиль руководства туристской фирмой и авторитет менеджера
- 1. Стиль руководства туристской фирмой.
- 2. Требования к менеджеру
- 3. Власть и личное влияние
- 4. Авторитет менеджера
- Тема 10. Управленческие решения
- 1. Управленческие решения их содержание и виды
- 2. Процесс принятия решений
- 3. Методы принятия решений
- 4. Индивидуальные стили принятия решений
- 5. Условия эффективности управленческих решений
- 6. Организация и контроль за исполнением решений
- Тема 6. Управление персоналом туристской фирмы.
- 1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 2. Работа отдела кадров туристской фирмы
- 3. Планирование потребности в персонале
- 4. Подбор персонала, оценка деловых качеств и прием на работу.
- 5. Текучесть кадров, профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала
- Тема 7. Управление процессом труда в туризме
- 1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
- 2. Основные направления рациональной организации труда
- 3. Экономическая состязательность в управлении трудовыми процессами
- 4. Культура управленческого труда
- Тема 8. Роль делового общения в управлении туристской фирмы
- 1. Сущность и значение делового общения в управлении туристской фирмой.
- 2. Организация делового общения и его формы. Подведение итогов делового общения.
- 3. Организация проведения деловых совещаний и условия обеспечения их эффективности
- 4. Подготовка и проведение деловых переговоров и обеспечения условий их эффективности
- Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
- 1. Типы конфликтов и природа их возникновения
- 2.Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
- 3. Природа и причины возникновения стрессов.
- Тема 10. Эффективность менеджмента в туризме
- 1. Понятие эффективности менеджмента туризма
- 2. Понятие экономической эффективности менеджмента туризма и определение издержек туризма, их измерение
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 3. Понятие социальной эффективности менеджмента туризма и анализ ее составляющих.