3. Понятие и классификация методов менеджмента
Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают туристские предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности припомощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации).
Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Встречается разделение методов управления на основные и дополнительные (аналитические, сетевые, балансовые, экономико-математические и др.). Поскольку дополнительные методы управления в конечном счете решают те же задачи, что и основные (помогают эффективно использовать административные, экономические и социально-психологические факторы), автор в данном учебном пособии ограничился рассмотрением базовых (основных) методов управления, наиболее часто встречающихся в практике управления туризмом.
Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
- Тема 1. Туризм как объект управления
- 1. Основные понятия и управленческие категории туризма
- 2. Виды и формы туризма
- 3. Типы туристов
- 4. Туристское предложение
- 2.1. Понятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
- Признаки различия туристских предприятий
- 3. Формы организации и разделения труда в туристской фирме.
- 4. Проектирование организационных структур
- Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента туризма
- 1. Сущность, взаимосвязь и характеристика функций менеджмента туризма.
- 2. Принципы менеджмента туризма и их классификация
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Характеристика организационно-административных и экономических методов управления.
- 5. Социально-психологические методы управления и самоуправление.
- Тема 4. Стиль руководства туристской фирмой и авторитет менеджера
- 1. Стиль руководства туристской фирмой.
- 2. Требования к менеджеру
- 3. Власть и личное влияние
- 4. Авторитет менеджера
- Тема 10. Управленческие решения
- 1. Управленческие решения их содержание и виды
- 2. Процесс принятия решений
- 3. Методы принятия решений
- 4. Индивидуальные стили принятия решений
- 5. Условия эффективности управленческих решений
- 6. Организация и контроль за исполнением решений
- Тема 6. Управление персоналом туристской фирмы.
- 1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 2. Работа отдела кадров туристской фирмы
- 3. Планирование потребности в персонале
- 4. Подбор персонала, оценка деловых качеств и прием на работу.
- 5. Текучесть кадров, профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала
- Тема 7. Управление процессом труда в туризме
- 1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
- 2. Основные направления рациональной организации труда
- 3. Экономическая состязательность в управлении трудовыми процессами
- 4. Культура управленческого труда
- Тема 8. Роль делового общения в управлении туристской фирмы
- 1. Сущность и значение делового общения в управлении туристской фирмой.
- 2. Организация делового общения и его формы. Подведение итогов делового общения.
- 3. Организация проведения деловых совещаний и условия обеспечения их эффективности
- 4. Подготовка и проведение деловых переговоров и обеспечения условий их эффективности
- Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
- 1. Типы конфликтов и природа их возникновения
- 2.Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
- 3. Природа и причины возникновения стрессов.
- Тема 10. Эффективность менеджмента в туризме
- 1. Понятие эффективности менеджмента туризма
- 2. Понятие экономической эффективности менеджмента туризма и определение издержек туризма, их измерение
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 3. Понятие социальной эффективности менеджмента туризма и анализ ее составляющих.