logo search
Т

2.4. Становление коллектива и методы управления

Структура малой группы включает в себя три уровня:

• на первом – проявляют себя межличностные отноше­ния, основанные на эмоциональном принятии или непри­нятии;

• на втором – отношения и переживания опосредуются совместной деятельностью и ее результатами;

• на третьем – развиваются новые отношения принятия, характерные для коллектива всеми субъектами группы еди­ных целей достижения в групповой деятельности. В настоя­щее время изучение групповой динамики стимулируется не­обходимостью помощи малым группам в решении проблем управления. Следует учитывать, что не любая малая группа является коллективом. До коллектива надо еще дорасти, пройти ряд промежуточных этапов. Становление и форми­рование коллектива процесс сложный и многоступенчатый.

По содержанию и формам организации деятельности необходимо выделять следующие уровни малых групп.

Конгломерат – случайно организованная группа, без чет­кой структуры отношений и взаимодействий; добровольное объединение людей на основе сходства интересов или общ­ности пространства общения.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опос­редуются только личностно значимыми целями, эмоцио­нально окрашенными: здесь каждый человек сам по себе, отсутствует четко выраженное отношение и ожидание меж-. ду людьми; нет единой цели.

Кооперация – группа, отличающаяся реально действу­ющей организационной структурой; отношения носят де­ловой, совместный характер, подчиненный достижению необходимого результата при решении конкретной задачи; главной объединяющей силой являются формальная струк­тура группы и функциональные обязанности ее членов.

Корпорация – группа, объединенная внутренними це­лями, не выходящими за ее пределы, стремящаяся осуще­ствить свои групповые цели любой ценой, порой в ущерб другим группам. «Замкнутая система, только для себя» -неизбежно приобретает черты группового эгоизма корпо­ративной культуры.

Группа – коллектив. Устойчивая, демократическая сис­тема взаимодействия с развитыми формальной и неформаль­ной структурами, формальным и неформальным лидерством; стратегия развития ориентирована на достижения; люди мо­гут и хотят работать совместно; демократичность отноше­ний сочетается с ответственностью, дисциплиной и способ­ствует раскрытию творческого потенциала личности.

Главным элементом отношений в коллективе должна быть предметная, социально-полезная деятельность, кото­рая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информирован­ности. Становление коллектива является неразрешимой проблемой в том случае, когда отсутствует сплоченность, взаимопонимание, общая цель, когда имеют место неправильные управленческие действия руководителя. Умелый руководитель использует ситуативные методы управления группой, изменяя подходы к людям, подгруппам, неофи­циальным лидерам, отдельным работникам.

Различные деловые ситуации требуют и различных ме­тодов управления:

низкий уровень развития сотрудников, группы (низкая квалификация, недобросовестные работники); необходимы в большинстве случаев авторитарные методы управления;

средний уровень развития сотрудников, группы (недо­статочно опыта, хотя работники обладают базовыми навы­ками и добросовестно относятся к делу); необходимы авто­ритарно-демократические методы управления;

хороший уровень развития сотрудников, коллектива (работники имеют базовые навыки и достаточную квали­фикацию для эффективной работы, но требуется более ак­тивное участие в самостоятельном принятии решений); не­обходимы демократические методы управления;

высокий уровень коллективного развития (сотрудни­ки экстра класса, ответственные, инициативные, работают творчески); – необходима «передача полномочий»; предпоч­тительным для этого уровня является либеральный стиль управления со стороны руководителя.

Анализ группового «Я» произвел в социологической мысли подлинную революцию. Коллективное сознание и групповая динамика, межличностная коммуникация, лидер­ство и исполнение роли, конфликт ролей, социальная дис­танция и автономизация, групповая солидарность и спло­ченность, первичные отношения, идентификация, персони­фикация, принятие групповых решений и другие понятия малой группы вошли в научный оборот мировой социоло­гии и находятся сейчас в поле зрения ученых и управленцев-практиков.

* * *

С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно вы­деление таких социальных групп, как социально-классо­вые общности (классы, социальные слои); социально-де­мографические общности (мужчины, женщины, дети, ро­дители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности и др. В определенных условиях немаловажное значение в общест­ве могут иметь различные религиозные (конфессиональ­ные), расовые и др. группы.

Сказанным далеко не исчерпывается возможная клас­сификация многообразных социальных групп. Так, на­пример, иногда предлагается еще и их подразделение по принадлежности к ним индивидов – на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя се­мья», «моя компания», «мой класс», «моя профессиональ­ная группа» и др.) и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами.

Итак, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим, родовым по отношению к поняти­ям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщи­ны», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этни­ческая группа», «этнографическая группа», «городские жители», «сельские жители», «школьники», «студенты», «учителя», «бюрократия» и многим др.