logo search
ЧТО ТАКОЕ ОГАС

Вертикальные и горизонтальные связи

 

В современной экономике, как никогда ранее, важная роль принадлежит вопросу упорядочения внутренних и внешних связей. При этом, как показывает практика, на уровне предприятий особенно остро сегодня ощущается необходимость в развитии и налаживании именно внешних связей. Например, по мнению специалистов, на обычном машиностроительном предприятии лишь 10—20% потенциально возможного эффекта можно получить за счет его внутренних ресурсов, а 80—90% — за счет упорядочения внешних связей.

От наличия и четкости функционирования связей между различными предприятиями, производственными объединениями, между поставщиками и потребителями, между выше- и нижестоящими органами и аппаратами управления в большой степени зависит эффективность всего нашего народного хозяйства.

Здесь следует правильно различать вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальная цепочка связей соответствует установленному порядку подчиненности в структуре управления народным хозяйством: предприятие — объединение — министерство — Госплан — Совет Министров. Горизонтальные связи устанавливаются между различными предприятиями, учреждениями, организациями, системами, относящимися к разным министерствам и ведомствам, т. е. находящимися в различных цепочках вертикальных связей.

Вертикальные и горизонтальные связи между автоматизированными системами управления и вычислительными центрами в определенном смысле являются важнейшими элементами ОГАС.

Необходимость и тех и других связей совершенно очевидна. Вертикальные связи позволяют улучшить взаимодействие нижних и верхних звеньев в системе управления. Если, например, «отрезать верх от низа» и использовать только такие данные, как обобщенные показатели, статистику по прошедшему периоду времени и т. д., то, разумеется, нельзя рассчитывать на качественное и гибкое планирование. Успех здесь возможен только на основе информационного обмена между аппаратами управления верхнего уровня и нижнего звена, где постоянно появляется свежая экономическая информация, в том числе и информация о новых научно-технических идеях. Она возникает на рабочих местах конструкторов, передовых рабочих, которые вносят рационализаторские предложения, технологов и многих других.

В то же время по-настоящему оценить вклад каждого предприятия, правильно распределить усилия всех предприятий и экономических ячеек можно только с верхнего уровня системы управления. Здесь же, на верхнем уровне, где лучше знают общую обстановку и перспективные планы, специалисты могут правильнее оценить реальность внедрения предложенной снизу научной или рационализаторской идеи.

Наличие и действенность горизонтальных связей в значительной степени определяет уровень синхронизации в народном хозяйстве. В гл. III мы уже говорили о важности и эффективности точного согласования во времени работы поставщиков и потребителей. Решение задач синхронизации представляет особую сложность, так как они являются ярко выраженными задачами межведомственного характера. Приведенные ранее примеры о задержке при перевозке груза из-за несогласованности во времени действий морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, о возникновении мнимого, а впоследствии и истинного, дефицита металла по причине грубого поквартального планирования поставок сырья убедительно продемонстрировали, к чему приводят межведомственные барьеры в деле планирования и управления. Путь к решению этой проблемы — упорядочение и автоматизация горизонтальных связей.

Остановимся подробнее на вопросе об автоматизации вертикальных и горизонтальных связей. Речь здесь в первую очередь идет о стыковке работы различных ЭВМ, ВЦ и АСУ, об автоматизированной передаче необходимой информации. Этот процесс может осуществляться либо по каналам связи, либо путем прямой транспортировки машинных носителей нформаиии. Но главное — на основе безбумажной технологии.

С вертикальными связями дела обстоят проще, чем с горизонтальными. Это объясняется тем, что для упорядочения вертикальных связей не требуется никаких новых организационных решений. Все соответствует структуре подчиненности: например, Госплан имеет полное право потребовать необходимую информацию у министерства, а министерство — у своих предприятий и они обязаны эту информацию представлять.

В период подготовки важных плановых и управленческих решений информация непрерывно циркулирует по всей вертикальной цепочке: сверху вниз и снизу вверх, причем для эффективного решения поставленных задач в условиях ОГАС требуется совместная работа АСУ и ВЦ различных уровней управления. А это в свою очередь — сложная техническая задача. Возникает она потому, что каждый из низовых вычислительных центров имеет ведь свои собственные задачи, в том числе и такие, решение которых не может быть отложено. Если же министерство будет слишком часто и в неудобное для низового ВЦ время запрашивать необходимую ему в срочном порядке информацию, то может произойти срыв решения какой-либо оперативной для производства задачи, возникнет информационный конфликт. Чтобы преодолеть эти трудности и автоматизировать вертикальные связи, необходимо организовать диспетчеризацию работы вычислительных центров по вертикали. Но это не под силу одному или нескольким работникам диспетчерской службы. Дело в том, что работу многих ЭВМ здесь надо согласовать с точностью до секунд. А это может сделать только машина. Поэтому один из ВЦ должен взять на себя функции управления взаимодействием всех ВЦ, выполняющих совместную работу по заданию, поступившему из верхнего звена системы управления. Иными словами, система диспетчеризации работы вычислительных центров должна быть также автоматизированной.

Для эффективного выполнения своих функций ВЦ-диспетчер должен оперативно получать всю необходимую информацию со всех ВЦ о планах загрузки их мощностей, должен иметь специальный каталог с описанием информационных массивов и математического программного обеспечения всех ВЦ, работой которых он руководит.

Несмотря на большие технические трудности, организация описанного выше упорядочения вертикальных связей вполне осуществима в ближайшее время. А вот с автоматизацией горизонтальных связей дел обстоит сложнее. Здесь требуется четкое взаимодействие АСУ и ВЦ различных ведомств. Как возникают причины, вызывающие острую необходимость упорядочения горизонтальных связей? Вот, например, одна из них. Как известно, в каждое министерство информация поступает в агрегированном виде, а в Госплан — в еще более обобщенном. На верхнем уровне планирования и управления все балансы могут быть блестяще увязаны: и по электроэнергии, и по топливу, и по металлу, и по стройматериалам, и по продовольствию, и т. д. Все может быть отлично сбалансировано и во времени — по годам, по кварталам. Однако на конкретном производственном участке в нужный момент может не оказаться требуемого сырья, а окажется другое, ожидаемое в следующем месяце. Здесь нередким событием является возникновение мнимого дефицита (того самого, о котором уже шла речь в гл. III).

Как же решить указанные проблемы? Ведь ясно, что поднять на уровень Госплана значительно более детализированную номенклатуру невозможно. Сегодня, как уже отмечалось, в этой специализированной номенклатуре много миллионов наименований. Такую детализацию планирования не выдержат никакие модели и никакие ЭВМ. Значит, такую детализацию и по специфицированной номенклатуре изделий и материалов, и по времени следует делать на нижнем уровне — между предприятиями и организациями разных министерств. Необходимо организовать прямые потоки информации по горизонтали, разумеется, после того как в высшем звене будет сведён план по обобщенным показателям.

Для решения этой грандиозной задачи необходимо организовать диспетчерскую службу в общегосударственных масштабах. В ее обязанности в первую очередь должна входить организация эффективного взаимодействия любых ВЦ, занятых обработкой экономической информации, независимо от их ведомственной принадлежности. Осуществление этого возможно лишь при создании Государственной сети вычислительных центров.

Вполне понятно, что работа такой диспетчерской службы должна быть четко регламентирована. Нужно, чтобы составлялось расписание работы отдельных ВЦ, причем приоритет в этом расписании должен даваться задачам управления самими предприятиями. Нужно сделать так, чтобы вычислительные машины имели определенный резерв времени, например, один час в сутки. И диспетчерская служба должна знать этот час. Должно быть также известно состояние оборудования, чтобы задания соответствовали техническим возможностям запрашиваемого ВЦ. Одним словом, сначала нужно наладить свою информацию об информации.

Государственная сеть вычислительных центров (ГСВЦ), общегосударственная диспетчерская служба, обеспечивающие решение межведомственных задач различного уровня (в рамках ГСВЦ), как раз и составят основу общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки экономической информации для учета, планирования и управления.

Отметим, что для обеспечения эффективной работы такой межведомственной диспетчерской службы нужно обязать все вычислительные центры выполнять запросы и команды общегосударственного диспетчера экономической информации. И если какое-то предприятие-поставщик не удовлетворяет по линии прямых горизонтальных связей в определенное время запросы потребителя, то ОГАС не вправе заставить его это сделать. Но зато ОГАС дает возможность через свою главную диспетчерскую службу затребовать от ВЦ этого предприятия информацию о наличии готовых изделий, заставить ЭВМ рассчитать наилучший вариант удовлетворения запроса потребителя. А окончательное решение по рассматриваемому вопросу (на основании полученной информации) уже будут принимать люди, наделенные для этого соответствующей административной властью.

Вот как следует понимать сделанное нами во введении к данной книге замечание о том, что ОГАС не командует экономикой, а лишь командует потоками информации о состоянии экономики.