logo
ЧТО ТАКОЕ ОГАС

Глава III тяжелая ноша «если бы я был министром...»

 

 

Всем понятно, что экономика является такой сферой человеческой деятельности, которая близка подавляющему большинству населения нашей страны. Советских людей глубоко волнуют проблемы экономического развития нашего народного хозяйства. Многие трудящиеся в своей повседневной работе стремятся сделать как можно больше и лучше, чтобы повысить экономическое могущество нашей Родины и еще более поднять благосостояние народа. Деловая инициатива, стремление к новому, более прогрессивному, активное участие в борьбе с производственными недостатками,— все это типичные черты нашего современника.

За годы Советской власти многие передовые рабочие, инженеры, руководители предприятий выступали с новой полезной инициативой, связанной с повышением производительности труда, улучшением его организации, повышением качества выпускаемой продукции. Основанная на накопленном опыте работы, тщательно проанализированная специалистами такая инициатива не раз получала всенародную поддержку и широко внедрялась в промышленность.

Но, к сожалению, среди некоторой части людей, особенно среди молодежи, бытует этакий упрощенный, поверхностный взгляд на проблемы экономики. Такие «специалисты» готовы дать множество рецептов улучшения планирования, ликвидации простоев рабочих и техники на производстве, устранения дефицита некоторых товаров и т. д. Не обладая даже элементарными экономическими знаниями, не представляя себе ни размаха нашего народного хозяйства, ни сложности его структуры, подобные любители давать советы часто заявляют: «Вот если бы я был министром, то я бы быстро навел полный порядок и устранил все недостатки».

Ну, что ж, попытаемся на нескольких примерах проанализировать, так ли все это просто, как кажется на первый взгляд.

Молодой строительный рабочий сетует на вынужденный простой: «Вчера не было цемента, а сегодня блоки вовремя не подвезли. Вот если бы я был министром, то не разрешил бы начинать ни одно строительство, пока все необходимые строительные материалы не будут заранее подвезены на площадку».

Представим себе, как бы выглядела в таком случае площадка для строительства большого 16-этажного дома. Сотни блоков, оконных рам, лестничных пролетов лежали бы здесь в течение нескольких месяцев, ожидая своей очереди. Мертвым грузом лежали бы те строительные материалы, которых уже сегодня где-то очень не хватает. Чтобы не занимать огромную площадь, они были бы сложены, естественно, по простому принципу — одно на другое. И можно представить себе, сколько лишних перегрузочных операций пришлось бы совершать каждый раз, чтобы достать нужный блок или арматуру, которые случайно оказались внизу, под другими заготовками для этой стройки.

Нужен совсем иной путь к решению возникшей проблемы. Этот путь — достижение высокой синхронизации строительных работ и поставок сырья. А этого в приказном порядке не добьешься. Требуются точные расчеты, наличие подробной информации о нуждах строек и возможностях заводов, правильное составление графика работы грузового транспорта и т. д.

Кстати, говоря о поставках сырья, следует помнить, что у одного современного предприятия бывает по 400 и даже 500 заводов-поставщиков. И все поставки с каждого из них должны быть точно рассчитаны по времени, по количеству и по номенклатуре. Четкая организация производственных связей — один из важнейших элементов управления народным хозяйством. А эти связи — как раз то, что трудно увидеть с мест многим рабочим, инженерам и работникам управленческого аппарата нижнего звена, т. е. на предприятиях.

Зная все это, попытаемся оценить позицию тех, кто часто сетует на ограниченное количество запасных частей различного оборудования на складах: «Будь я министром, то немедленно распорядился бы о расширении производственных запасов».

Такое предложение сулит лишь мнимую выгоду. А на самом деле оно может привести к огромным убыткам и потерям в масштабах всего народного хозяйства. В подобных запасах, длительное время хранящихся на складах, омертвляются материальные средства и человеческий труд. Да и само хранение требует больших затрат.

Не следует забывать и о быстрых темпах научно-технического прогресса. Делать техническую новинку в больших количествах и накапливать ее на складах сегодня уже рискованно. Через несколько лет данное техническое изделие может устареть и потребность в нем исчезнет. Это наглядно подтверждается резко упавшим спросом на старые модели телевизоров и холодильников, арифмометров и различных измерительных приборов.

Немало работников промышленных предприятий, прочитав статью в журнале или увидев телепередачу о каком-то передовом советском предприятии, таком, например, как Волжский автозавод в г. Тольятти или Львовское производственное объединение «Электрон», искренне вздыхают: «Почему и на нашем заводе нельзя наладить такую организацию труда? Вот если бы я был директором...».

Что ж, желание советских людей повысить организованность на своих предприятиях до уровня передовых заслуживает всяческой поддержки. Но в данном случае, как и в предыдущих примерах, для того чтобы более реально оценить ситуацию, нужны хотя бы элементарные познания из области экономики и организации производства.

Как известно, существуют три основных вида производств: массовое, серийное и индивидуальное. Например, телевизионный или часовой завод — яркие примеры массового производства. Здесь четко налаженный ритм работы конвейера, узкоспециализированные рабочие места, позволяющие добиться высокой производительности труда, наконец, строго рассчитанная на много времени вперед потребность в материалах.

Сложнее обстоит дело на предприятиях с серийным производством. Продукция здесь выпускается партиями. Через определенное время начинается выпуск уже другого изделия — а это означает новую технологию, новую специализацию рабочих мест, других поставщиков сырья и т. д.

И уж совсем по-иному работают так называемые индивидуальные производства. Это, например, опытные заводы, изготовляющие один или несколько образцов нового уникального механизма или оборудования.

Различные виды производств, естественно, требуют различного подхода к вопросам планирования и организации работы. И разобраться во всем этом неспециалисту не так-то просто.

И, наверное, неудовлетворенному потребителю, рассуждающему о том, что бы он сделал будучи, скажем, министром черной металлургии, даже трудно себе представить, что только один прокат черных металлов (с учетом различных марок стали, форм и размеров) насчитывает сегодня около двух миллионов модификаций.

Навряд ли в какой-нибудь сфере человеческой деятельности можно найти такое же обилие сложных задач и проблем, как в экономике, в области планирования и управления народным хозяйством. Решение этих задач требует от специалистов глубоких экономических и математических знаний, умения использовать ЭВМ, и, конечно же, умения хорошо разбираться в конкретном производстве. Вот почему наивными и непрактичными часто оказываются скоропалительные советы тех, кто, не будучи специалистом, с одинаковой легкостью дает советы и футбольным тренерам, и кинорежиссерам, и руководителям предприятий и даже целых отраслей производства.