logo
ЧТО ТАКОЕ ОГАС

Информационные барьеры

 

Для нашего дальнейшего разговора о роли информации в экономике и о методах ее переработки совершим небольшую экскурсию в далекое прошлое. Вспомним индивидуальные хозяйства наших предков. Те самые, в которых один человек одновременно был производителем и учетчиком, снабженцем и плановиком. Вспомним примитивное хозяйство первобытнообщинного строя. Структура такого хозяйства, вся система управления им вполне умещались в голове одного человека — старейшины племени. Вся необходимая информация хранилась и успешно перерабатывалась в одном-единственном мозгу.

Но человеческое общество развивалось, И вместе с ним развивались и расширялись разнообразные хозяйства. Постепенно наступило время, когда возможностей одного человеческого мозга уже не хватало для хранения и переработки всей необходимой информации, для управления усложнившимся хозяйством. Наступил первый кризис управления, или, как мы сегодня говорим, «первый информационный барьер».

Этот кризис был успешно преодолен благодаря усовершенствованию экономики и организации управления. В области экономики произошел переход к товарно-денежным отношениям, а в области организации начала формироваться определенная структура управления. Появился примитивный управленческий аппарат, начали вырабатываться экономические механизмы воздействия на производство. А главное, практика показала, что то, чего не мог охватить и решить один мозг, удалось осмыслить и переработать благодаря коллективным усилиям множества мозгов тех людей, которые составляли этот новый аппарат — орган управления производством.

Проходили годы, десятилетия, столетия. Производство расширялось и усложнялось. Но параллельно развивались экономические критерии и механизмы, совершенствовалась организация управления, в сферу которого стали все больше внедряться достижения научно-технического прогресса. Обновлялись и улучшались формы отчетности и методы планирования, появилась телефонная и радиосвязь, на смену обычным конторским счетам пришли арифмометры...

С трудом преодолевая быстро растущие сложности и проблемы, аппарат управления все же еще справлялся со своими задачами. Но в середине ХХ века сложность управления экономикой, объемы информационных потоков превысили даже самые максимальные возможности коллективного мозга.

Подтвердим это элементарными расчетами. Известно, что в 30-е годы для успешного управления народным хозяйством страны требовалось производить порядка 1014 математических операций в год. А в 70-е годы — уже порядка 1016.

Мы уже говорили о том, что человек не в состоянии выполнить миллион математических операций в год. Но даже, допустим, работая почти без сна и отдыха, с помощью арифмометра это сделать удастся. Тогда мы получим, что максимальная годовая «вычислительная производительность» одного человека составляет 106 математических операций. Значит, для выполнения всего объема экономических вычислений в 30-е годы требовалось 1014 : 106 == 108 = 100000000 человек. И это соответствовало реальным возможностям. Конечно, собственно управленческий аппарат не состоял из 100 миллионов человек. Ведь необходимо помнить, что в выполнении множества самых простых производственных и обиходных расчетов (относящихся тем не менее к категории экономических) участвуют практически почти все, кто трудится в промышленности и сельском хозяйстве, работает в учреждениях, все, кто получает деньги, кто что-то покупает.

А теперь разделим 1016 на 106. Получим огромное число — 1010. Итак, чтобы в 70-е годы выполнить весь объем вычислений, необходимых для управления нашей экономикой, работая без сна и отдыха, даже с помощью арифмометров, потребовалось бы 10 миллиардов человек!

Таким образом, сложность задач управления, их информационная насыщенность во второй половине XX века превысили суммарную производительность всех человеческих мозгов вместе взятых. Это мы и называем «вторым информационным барьером». Реальный путь к его преодолению — использование электронно-вычислительной техники. Объективная ситуация в современной экономике такова, что управлять ею «в уме», без использования специальной техники (и в первую очередь ЭВМ), просто невозможно.

Именно поэтому уже два десятилетия электронные вычислительные машины активно используются для переработки и хранения экономической информации, для выполнения большого объема вычислительных работ, связанных с решением задач управления.

По этой причине в начале 60-х годов начали создаваться автоматизированные системы управления предприятиями, а впоследствии — и отраслями народного хозяйства. На многих больших предприятиях, в крупных транспортных и статистических управлениях, при морских пароходствах уже успешно функционируют свои информационно-вычислительные центры. А практически в каждом министерстве есть свой Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ). Сбор, переработка и хранение информации с помощью ЭВМ приобрели за последние годы большой размах и помогают успешно решать разнообразные задачи управления народным хозяйством. Но это только первые шаги повсеместной автоматизации переработки информации, только начальные этапы создания ОГАС.

Использование современных ЭВМ позволяет перерабатывать и хранить в машинной памяти даже самую подробную и детализированную информацию о работе различных звеньев производства, о запасах сырья на складах, о выполнении плановых и финансовых операций. Необходимо понимать, что обилие самой подробной информации далеко не всегда требуется для выработки правильных и эффективных управленческих решений. Здесь важно четко разобраться в вопросе: кому и что надо знать? Детализация информации иногда бывает столь же вредна, как и ее непозволительное укрупнение и обобщение. Поэтому в современном управлении экономикой большое значение имеет умение проводить на необходимом уровне и в нужных масштабах агрегацию информации (т. е. укрупнение ее с целью уменьшения количества рассматриваемых сведений).

Это легко подтвердить множеством примеров. Вспомним снова годы Великой Отечественной войны. Лето 1944 года. В Ставке Верховного Главнокомандующего собрались выдающиеся полководцы времен войны. Они обсуждают план грандиозной наступательной операции по освобождению Белоруссии. В ней будут принимать участие войска четырех фронтов, 6 тысяч самолетов, более 5 тысяч танков, около 1,4 миллиона человек. А теперь представим себе, что для этого важного совещания в Ставку передана самая подробная информация о состоянии дел на рассматриваемом участке фронта. Например, информация о том, сколько имеется патронов на каждую винтовку в каждом взводе, каждой роте, каждом батальоне и т. д. Командующие фронтами могли бы утонуть в таком обилии детализированной информации. Нужна ли она им в таком виде? Ведь на уровне совещания в Ставке его участники мыслят и оперируют другими категориями — агрегированной информацией. Речь идет о взаимодействии армий, о задачах дивизий, о длительности артиллерийской подготовки, в которой будут участвовать многие тысячи орудий. И если здесь нужна информация о количестве артиллерийских снарядов, то в обобщенном агрегированном виде.

А уже после выработки плана операции, получив конкретные задания, командиры дивизий мыслят категориями полков, батальонов и рот. Ну, а уже командиры рот считают количество патронов на каждую винтовку.

Теперь обратимся к нашей области экономики. Если в некоторой автоматизированной системе управления предприятием имеется информация о каждом станке и даже фиксируются его кратковременные остановки, то, вполне понятно, такая информация министерству не нужна. Там требуется информация об определенных группах станков и обобщенные данные о количестве простоев за неделю или за сутки. И одной из важнейших задач АСУ является умение из имеющейся подробной информации быстро сделать нужную агрегированную информацию и по каналам связи передать ее в главк или в министерство.

Метод агрегации информации часто применяется для решения задач на макроэкономическом уровне (т. е. для крупномасштабных задач). Для этого, например, специалисты прибегают к искусственному уменьшению номенклатуры продуктов, скажем, все типы телевизоров объединяют теоретически в один агрегированный продукт и т. д.

Однако целенаправленную агрегацию информации не следует путать с вынужденным обобщением и укрупнением ее, которое нередко делается из-за отсутствия очень нужной детализированной информации сумеет.