logo
ЧТО ТАКОЕ ОГАС

Принципы создания асу

 

Очень важная роль в ОГАС принадлежит низовым автоматизированным системам управления. Такие системы позволяют значительно улучшить качество управления, а это, разумеется, ведет к повышению эффективности производства. АСУ нижнего уровня (предприятий, организаций, объединений) являются главными исполнителями в важнейшем для ОГАС деле — сборе, обработке и хранении огромной массы экономической информации с мест.

Внедрить АСУ — это значит, прежде всего, получить возможность управлять по-новому. Это понятие имеет широкий смысл. Сюда входит и освобождение многих работников от титанического рутинного труда по обработке лавины учетно-плановых документов, и лучшая информированность управляющих о состоянии и развитии дел, и эффективное решение целого ряда сложных оптимизационных задач планирования и управления. Но, кроме того, современные АСУ позволяют существенно изменить саму методологию принятия управленческих решений. Здесь открываются возможности в режиме диалога человек — машина анализировать различные ситуации путем их моделирования на ЭВМ. Такой путь позволяет заранее предвидеть возможные результаты тех или иных решений в области планирования, проектирования и управления.

В подавляющем большинстве случаев АСУП помогает навести должный порядок на производстве. И это — один из самых главных ее эффектов. Ведь каждому понятно, что нелепо было бы научно управлять беспорядком. А элементарный порядок достигается тогда, когда с помощью ЭВМ на нижнем уровне осуществляется переход к планированию всех операций по дням, по часам, а в некоторых случаях — даже по минутам. В таких случаях нет непроизводительной потери рабочего времени. Например, на участке штамповки планируется 10-го числа следующего месяца начать выполнение некоторой операции, причем известно, что срок изготовления в инструментальном цехе необходимого для этой операции штампа — пять с половиной дней. В данном случае элементарный порядок заключается в том, что следует хотя бы за шесть дней (т. е. не позже 4-го числа) сделать в плане соответствующий заказ в инструментальный цех и следить за информацией о том, как идет выполнение этого заказа.

К сожалению, на современном производстве еще не исключены случаи сбоев или авралов. Как реагируют на них руководители? Некоторые сразу же бросаются ликвидировать прорыв, берут на себя новые дополнительные обязанности. Через некоторое время возникает новый «пожар» и снова руководитель вынужден заниматься случайным непредусмотренным делом.

АСУ позволяет многое изменить в подобной практике, так как четко налаженный ритм производства теперь дает возможность руководителю думать о главном — о технической политике, развитии внешних связей предприятия, перспективах производства и т. д.

Создание АСУ требует затраты больших усилий не только специалистов по вычислительной технике, программированию, методам решения оптимизационных задач, но и многих работников управленческого аппарата, плановиков, экономистов, производственников и т. д. Необходимо предварительное изучение объекта для определения того, на основе каких технических средств и какого математического программного обеспечения целесообразно в данном случае разрабатывать АСУ. Создание хорошей системы требует длительной работы большого коллектива. Достаточно сказать, что программное «хозяйство» ЭВМ в такой системе должно иметь многие сотни тысяч машинных команд. При этом, чем выше уровень, на котором создается АСУ, тем сложнее решаемые задачи. Но и эффект от внедрения более масштабных АСУ значительно выше.

На базе ЭВМ третьего поколения в IX и X пятилетках специалисты начали создавать автоматизированные системы управления целыми производственными объединениями и даже отраслями народного хозяйства. И в этом направлении уже имеются реально ощутимые результаты. Очень важный момент здесь — обеспечить рост качественных возможностей новых автоматизированных систем. Работа в условиях АСУ 80-х годов будет существенно отличаться от практики 70-х годов. В самом деле, в АСУ-70 уже был достигнут определенный эффект: повысились информированность аппарата управления, объективность учета и планирования, упорядоченность производственного процесса; стал более систематическим и строгим контроль за ходом выполнения плана; повысилась культура управления. Но тем не менее эти системы смогли обеспечить лишь частичную автоматизацию обработки данных, позволили эффективно решать лишь ограниченное число оптимизационных задач.

Характерным для АСУ-80 будет автоматизация процессов и функций, непосредственно выполняемых каждым работником аппарата управления. Создание автоматизированных рабочих мест позволит наладить связь с ЭВМ, даст возможность всем, кому это необходимо, вести диалог с машиной. Вырастет роль моделирования как основы для подготовки, анализа и принятия решений. В рамках АСУ будет создана широкая сеть информационно-диспетчерских пунктов.

Эти и ряд других факторов позволят на основе АСУ-80 достигнуть, значительно большей эффективности, чем на базе АСУ-70.

Многие важные принципы современных автоматизированных систем управления, несомненно, сохранятся и у будущих АСУ-80. Знать и учитывать эти принципы необходимо каждому, кто работает или будет работать в условиях АСУ.

Основополагающим принципом создания АСУ является, как известно, принцип автоматизации документооборота. В противном случае это будет уже не автоматизированная система, а лишь использование ЭВМ для целей управления. Суть этого принципа уже частично обсуждалась нами. Но мы еще раз проиллюстрируем его на одном простом примере. Как известно, документы с информацией о ходе выполнения планового задания традиционно передавались из цеха в планово-диспетчерский отдел. Здесь полученная информация обобщалась в сводку. Такая процедура является типичным примером делового общения между людьми. Однако в условиях АСУ-80 ситуация будет совершенно иной. Теперь всевозможные учетные данные через автоматизированные рабочие места будут передаваться непосредственно в ЭВМ, которая переработает их и уже сама подготовит сводку для планово-диспетчерского отдела.

В условиях функционирования АСУ не следует, однако, просто перекладывать на ЭВМ традиционно сложившуюся методику управления. Решать, например, задачи планирования старыми грубыми методами, но использовать мощные ЭВМ явно нецелесообразно. Из этих соображений вытекает еще один важнейший принцип создания АСУ — принцип новых задач. Он заключается в том, что, во-первых, требует решения на основе экономико-математических методов и ЭВМ тех задач управления, которые ранее не решались из-за их сложности и многовариантности. Это в основном — оптимизационные задачи, уже частично описанные в гл. IV.

Во-вторых, принцип новых задач требует пересмотра и существенного улучшения методов решения традиционных задач, которые ранее решались грубыми и примитивными методами только потому, что последние были проще и доступнее для практического использования. Специалисты знали и более точные методы решения таких задач, но эти методы весьма трудоемки, требуют огромного количества вычислений и поэтому были нереальны для применения их в старой системе управления. Создание АСУ (с учетом принципа новых задач) открывает возможности решения таких задач сложными, но более эффективными методами.

Если использование принципа автоматизации документооборота приводит к повышению организованности в системе управления, то реализация принципа новых задач в АСУ сразу дает ощутимый экономический эффект.

При разработке автоматизированных систем управления необходимо учитывать еще ряд важных принципов. Вот некоторые из них: принцип системного подхода, принцип максимальной типизации системы, принцип непрерывного развития.

Первый из них требует, чтобы АСУ охватывала весь объект и всю систему управления, чтобы в рамках системы анализировались и решались все вопросы — и технологические, и экономические, и организационные. Что касается второго из перечисленных принципов, то уже само название достаточно четко раскрывает его смысл. Ведь, как известно, типизация при проектировании резко сокращает сроки и стоимость выполнения работ.

Смысл третьего принципа также достаточно ясен из его названия. АСУ должна постоянно развиваться, учитывая все новое, что происходит как в соответствующих областях научно-технического прогресса, так и на самом объекте управления. Возможность ее постоянного развития должна быть заложена в самой системе.

Итак, мы можем сделать некоторые выводы и ответить на вопрос: как нужно создавать АСУ, как работать в условиях АСУ?

Необходимо прежде всего подготовить объект управления к созданию на нем АСУ. Проектировать систему по принципам максимальной типизации и комплексного (системного) подхода к объекту управления. Необходимо создавать автоматизированные рабочие места, налаживать каналы связи их с ЭВМ. Создавать информационные массивы и банк данных (на основе принципа единой информационной базы АСУ). Автоматизировать документооборот и переходить к безбумажной технологии переработки информации. Налаживать внутренние и внешние связи, добиваться высокого уровня синхронизации. На основе экономико-математических методов и ЭВМ решать новые оптимизационные задачи планирования и управления. Активно использовать диалоговый режим работы человек — машина, особенно в области моделирования на ЭВМ. Необходимо организовать работу так, чтобы все процессы, связанные с АСУ, выполнялись под непосредственным руководством первого руководителя данного предприятия (принцип первого руководителя). Постоянно уделять внимание непрерывному развитию системы.

Разработка и эксплуатация автоматизированных систем управления на основе принципов, перечисленных выше, позволит значительно повысить эффективность производства и качество управления им. Именно такие АСУ будут постепенно объединяться в Общегосударственную систему — ОГАС.