60. Эволюция управленческой мысли
Формирование - начало 20 века
Основоположник - Ф.Тейлор. Сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» (1911г)
Вклад школы научного управления.
1. использование научного анализа для определения лучших способов выполнения работ
2. впервые применен отбор работников наиболее пригодных для работы
3. жесткое нормирование труда на базе интенсивности лучших работников
4. систематическое использование премиальных вознаграждений
5. ведение сдельной оплаты труда по повышенным расценкам за перевыполнение норм
6. Отделение процесса планирования и обдумывания от самой работы
7. Появление конвейера Г.Форда. Функциональная специализация
Классическая школа
Формирование - Начало 20-х годов ХХ века
Представители - Макс Вебер, Анри Файоль
Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия «власти» и «авторитета»
Файоль сформулировал основные функции управления и 14 принципов управления, т.е. Общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития
Принципы управления, сформулированные А.Файолем
1. Разделение труда – специализация работ для эффективного использования труда работающих
2. Полномочия и ответственность – делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3. Дисциплина – выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям
4. Единоначалие – получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий – объединение действий с одинаковой целью и работа по единому плану
6. Подчиненность личных интересов интересам организации
7. Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8. Централизация – достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9. Скалярная цепь – передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд
10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11. Справедливость – справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях управления
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13. Инициатива- поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах полномочий их работ
14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»)
Вклад классической школы
1. Сформулированы принципы управления – функциональность, иерархичность
2. Обосновано применение профессиональной подготовки работников для управления предприятием
3. Описаны основные функции управления – предсказывание, планирование, организация, распорядительство, контроль, координация
4. Указано на необходимость найма и продвижения работников по профессиональным и деловым качествам
5. Большое значение придается стремлению к сохранению стабильности, контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий
Школа человеческих отношений.
1. Формирование - Начало 30-х годов ХХ века
2. Представители - Элтон Мэйо, Р. Лайкерт
3. Э.Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика)
4. Основные положения школы человеческих отношений
5. Изучение человеческих потребностей и их использование для повышения производительности труда. Работник – ценный ресурс
6. Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми
7. Разработаны методы нормализации условий труда
8. В результате рационализации производства сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому человек ищет удовлетворение во взаимоотношениях с другими
9. Люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководителя
10. Обоснована необходимость совмещения профессий, творческого характера труда, делегирования полномочий
Школа поведенческих наук
Формирование – 40-50 годы.
Трансформировалась из школы человеческих отношений
Представители - К. Арджинс, Ф. Герцберг, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор
Вклад школы поведенческих наук
1. сформулированы мотивационные теории потребностей и поведенческие теории лидерства
2. разработаны методы мотивации и программы гуманизации труда
3. предложены методы установления психологической совместимости и профилактики конфликтов
Отличительные черты современного Менеджмента.
1.Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;
2.Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;
3.Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.
4.Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;
5.Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.
В Европе законодательно закреплено участие рабочих в управлении в Нидерландах, Франции, Германии. В Германии в 50-х годах принят ряд законов об обязательном участии рабочих в советах директоров с правом голоса.
Отличие М. в России от зарубежного в плане демократизации управления состоит в следующем: в США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. В Японии - активное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Отсюда выводы: высокая конкурентоспособность японских фирм, японские менеджеры считают, что потенциал фирмы - мастерство работников.
6.Интернационализация М. - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.
- 32. Понятие стиля управления. Хар-ка основных стилей управления.
- 33. Основные особенности делового общения. Требования к публичному выступлению и факторы влияющие на него.
- 34. Основные принципы и методы менеджмента.
- 35.Роль и значение организации жизни общества и отдельной личности.
- 36. Роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- 37.Сущность понятия менеджмент».Менеджмент как наука и искусство, как вид управ деят.
- 38. Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- 39. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- 40. Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения.Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 41. Раскройте управленческие идеи Фредерика Тейлора.
- 42. Роль власти и авторитета в управлении.Виды власти менеджера
- 43. Основные идеи представителей школы поведенческих наук в управлении.
- 44. Основные особенности управления в банковских учреждениях
- 45. Основные стили поведения в конфликтной ситуации
- 46. Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- 47. Руководство- власть и авторитет.Виды власти.
- 48. Современные подходы в управлении.
- 49. Современные подходы к мотивации и персонала.
- 50. Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией.Цели деят организации
- 51.Сущность мотивации ее природа.
- 52. Управленческие команды, их роль в развитии организации.
- 53. Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации.
- 54. Факторы и ограничения, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- 55. Что такое «метод»управления.
- 56. Что такое группа?
- 57. Что такое социальная роль
- 58 Что такое стресс?
- 59. Что такое управление?
- 60. Эволюция управленческой мысли