logo search
ответы

3. Стиль работы руководителя.

Стиль - совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций. Стиль отличается устойчивостью и динамизмом. К факторам, определяющим стиль руководства, относятся следующие: соотношение качеств руководителя (характер руководителя), специфика системы управления, окружающая производственная среда, особенности руководимого коллектива (структура, уровень подготовленности). Стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителями и подчиненными. С этой позиции принято выделять три стиля руководства: директивный, демократический и либеральный.

Директивный (авторитарный, автократический) стиль отличается централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Директивный стиль появляется, когда результат достигается любой ценой: давлением, принуждением, пренебрежением мнением подчиненных.

Демократический (коллегиальный) стиль: предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и функциям; привлечение их к постановке целей, оценке работы, подготовке к принятию решений; уважительное отношение к людям.

Либеральный стиль отличается безынициативностью, ожиданием указаний сверху, нежеланием принять на себя ответственность за решения и их последствия. Руководитель либерального стиля осторожен (не уверен в своей компетентности), поддается влиянию окружающих. Недостаточно требователен к подчиненным, избегает решительных мер.

В современной практике доминируют демократический и директивный стили, хотя ни один из стилей в чистом виде практически не встречается

Б-13 1.Рынок факторов производства (ресурсов).

В рыночной экономике цены на факторы производства (труд, землю, капитал) и доходы их владельцев зависят от соотношения спроса и предложения на рынке ресурсов.

Рынки ресурсов в отличие от рынков готовой продукции имеют свои особенности:

1)цены на ресурсы являются для их поставщиков основой образования доходов;

2)цены на ресурсы являются для фирм-покупателей издержками производства. Поэтому фирмы, покупая ресурсы, должны выбирать такую их эффективную комбинацию; чтобы выпускать более доходную продукцию с меньшими затратами ресурсов;

3) от того, какие установлены цены на ресурсы, зависит их эффективное распределение между отраслями;

4) на цены ресурсов, кроме экономических факторов, влияют также и неэкономические.

Главная особенность спроса на ресурсы состоит в том, что он является производным, вторичным от спроса на готовые товары и услуги, которые создаются с помощью этих ресурсов, так как ресурсы непосредственно не являются объектом потребления населения; определяется эффективностью ресурса, т.е. его производительностью и связан с ценами на другие ресурсы, их взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью.

В этой связи возникает важнейшая проблема сочетания факторов производства: во-первых, для достижения минимальных издержек производства; во-вторых, для извлечения максимальной прибыли. Специфика предложения ресурсов обусловлена: редкостью, ограниченностью экономических ресурсов; каждый фактор производства, имеет различную эластичность.

Силы спроса и предложения на конкурентном рынке увеличивают доходы от тех факторов, которые характеризуются либо ограниченным предложением, либо высоким спросом. Если предложение фактора уменьшается, его цена увеличивается, владельцы ресурсов (наемные работники, владельцы собственности и капитала) получают более высокие доходы. Если спрос уменьшается, на рынке складывается противоположная ситуация. Равновесная цена на факторы производства (заработная плата, рента и процент) устанавливается на уровне, при котором величина спроса на ресурс равна величине его предложения