3. Основные этапы эволюции управленческой мысли.
Развитию научной мысли о процессах управления послужила так называемая «Пятая управленческая революция» (конец XIX - начало XX в.); основными результатами которой явились: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности. В этих достаточно непростых условиях сложилась первая школа управления - школа научного управления (1885-1920 гг.), идеологом и родоначальником которой стал Фредерик Тейлор. Максимальный уровень производительности труда рабочих представлял основной объект и цель исследования, для достижения которой Тейлор разработал оптимальные методы выполнения трудовых операций.
Целью классической административной школы (1920-1950 гг.), основоположником которой явился французский социолог Анри Файолъ, было создание функций и принципов управления, использование которых, по мнению ее сторонников, должно привести организацию к успеху. А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из обязательных и взаимосвязанных функций: планирования, организации, распорядительства, координации и контроля.
В ответ на неспособность классической школы полностью осознать человеческий фактор и его роль в организациях зародилась школа человеческих отношений (1930-1950 гг.). Ввиду ее возникновения, как реакции на недостатки классического подхода в управлении ее часто называют неоклассической. Признанным авторитетом этой школы является Элтон Мэйо и его знаменитые Хоуторнские исследования. Вслед за теоретиками «человеческих отношений» еще дальше продвинулся и разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей», Абрахам Маслоу, который стал идеологом поведенческой школы (1950 г. - по настоящее время). Следующей теорией управления явилась количественная школа (1950 г. - по настоящее время), цель которой - внедрение в процессы управления методов и аппарата точных наук (математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областями знаний).
С точки зрения процессного подхода управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Применение системного подхода облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависящих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Ситуационный подход предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействие среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях
Б-25 1.Особенности ценообразования на рынке несовершенной конкуренции,
Рынок несовершенной конкуренции представлен тремя структурами: монополией, олигополией, монополистической конкуренцией. Рассмотрим ценообразование на рынке монополии.
Монополия («mono» - один, «polia» - продаю) - единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистая монополия полностью контролирует рынок своего товара (услуги), т.е. устанавливает цену и объем продаж, что подтверждается кривой спроса (Д) на ее продукцию, которая одновременно является и рыночной кривой спроса. Чтобы продать больше продукции, монополист должен снизить цену, это вытекает из кривой спроса (Д). Предельный доход монополиста всегда меньше, чем цена, и он снижается быстрее ее по мере того, как монополист производит больше товара.
Монополист может максимизировать прибыль и в коротком, и в длительном периодах. Для этого должно выполняться условие: Р>МR = МС (LRМС), т.е. цена больше предельного дохода, равного предельным издержкам. По сравнению с рынком совершенной конкуренции монополист производит меньше, а цену устанавливает более высокую, приспосабливая объем выпуска к уровню спроса. График показывает величину монопольной прибыли и издержки, которые несет общество из-за существования монополии (рисунок). Монополия получает положительную экономическую прибыль, в то время как совершенные конкуренты довольствуются нулевой экономической прибылью.
Олигополия «олиго» - несколько, «polia» - продаю) - это такая структура рынка, при которой в реализации товара доминирует несколько продавцов дифференцированной и стандартизированной продукции.
На рынке с монополистической конкуренцией много продавцов соперничают между собой за продажи дифференцированного товара, обладающего уникальными свойствами. Именно эта уникальность позволяет продавцам устанавливать более высокие цены и определять объем продаж. Но поскольку производителей однотипной продукции все же достаточно много, их доля на рынке колеблется от 1 до 10%. Монополистические конкуренты могут получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если цена превышает средние издержки. В длительном периоде в отрасль могут войти новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и соответственно снизит цену, вследствие чего они получат только нулевую прибыль (нормальную).
Для увеличения объема продаж монополистические конкуренты активно используют рекламу, расходы на которую включают в цену готовой продукции, что повышает ее стоимость. Но продавцы знают, что найдутся покупатели, которые купят продукцию и по этой цене, поскольку они предлагают дифференцированные товары и услуги
- 3. Управление карьерой.
- 3.Сущность и функции управления.
- 2.Нормы труда и методика их расчета.
- 3. Цели, задачи и функции управления персоналом.
- 2.Прибыль предприятия.
- 3. Модели и методы принятия решений.
- 2. Производственная программа предприятия.
- 3.Отбор персонала. Методы отбора.
- 2.Производительность труда и методы ее исчисления.
- 3.Роль и значение информации в процессе управления.
- 2. Основные этапы внутрифирменного планирования.
- 3.Теория лидерства в управлении персоналом.
- 2. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износ основных фондов.
- 3.Понятие организационной культуры и ее виды.
- 2.Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели.
- 3.Особенности линейной и функциональной структур управления.
- 2. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 3.Методы оценки персонала. Слабые и сильные стороны.
- 2.Диагностика банкротства, методы оценки показателей и меры финансового оздоровления.
- 3. Стиль работы руководителя.
- 2. Кредитные операции коммерческих банков для предприятий.
- 3.Роль профессионального обучения в управлении персоналом современной организации, его виды.
- 2.Бизнес-план: сущность, основные разделы.
- 3. Модель стратегического
- 2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
- 3.Модели менеджмента и их эффективность.
- 2.Формы продвижения товара на рынок.
- 3.Эффективность подготовки руководителя внутри организации.
- 2.Себестоимость продукции: сущность и методы ее расчета.
- 3.Эффективность управления.
- 2.Организация комплексного обслуживания производства.
- 3. Концепция общих стратегий м. Портера.
- 2. Анализ финансового состояния предприятия. Система показателей платежеспособности и ликвидности предприятия, их оценка.
- 3. Сущность и принципы управления инновационными проектами.
- 2. Производственная мощность предприятия, методики расчета.
- 3.Эффективность подготовки руководителя организации.
- 2.Экономическая сущность, состав и структура оборотного капитала (фондов).
- 3.Конфликт. Варианты конфликтов.
- 2. Виды цен и их классификация.
- 3.Факторы, характеризующие условия труда.
- 2.Обслуживание предприятий небанковскими кредитными организациями,
- 3.Классификация методов управления.
- 2.Кадры предприятия, их классификация и структура.
- 3. Основные этапы эволюции управленческой мысли.
- 2. Сущность, структура и значение капитальных вложений.
- 3.Коммуникации, Виды коммуникаций.
- 2. Сущность и значение основного капитала (фондов), его состав и структура.
- 3 Группы и их значимость. Эффективность работы группы.
- 1.Теория государственного регулирование Дж.М.Кейнса
- 2. Наличное и безналичное обслуживание предприятий в коммерческих банках.
- 3.Мотивация персонала: основные теории и применение их на практике.
- 2. Маркетинговое планирование на предприятии.
- 3. Понятие «стиль» и «метод» управления.
- 2. Организация производства на пищевом предприятии.
- 3. Организационные структуры управления и их виды.
- 2. Экономические основы прогнозирования деятельности предприятия.
- 3. Классификация требований к кандидату на замещение вакантной должности.