2. Право государственной и муниципальной собственности.
Общие положения. В условиях рынка государственная и муниципальная собственность сохраняет достаточно важное значение. Особенно это касается государственного сектора экономики, в котором до сих пор остаются наиболее крупные компании (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и т.д.), играющие важнейшую роль в создании национального богатства.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В то же время в п. 2 ст. 124 ГК установлено, что к публично-правовым образованиям должны применяться нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Имущество публично-правовых образований принадлежит не народу, проживающему на соответствующей территории, а самому государству (муниципальному образованию) как субъекту гражданского права.
Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований. Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только Российская Федерация. В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью. Эти акты могут оказывать косвенное правовое воздействие и на содержание режима права собственности.
2. Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования - субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения.
Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований.
ЗАДАЧА 3
Практическая работа по выплате пособий по безработице ведется на:
а) макроуровне;
б) региональном уровне;
в) местном уровне.
Является ли задачей органов занятости развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение?
а) да;
б) нет.
Есть ли различия между государственным и социальным управлением?
а) да;
б) нет.
Ответы аргументировать.
- Билет № 1.
- 1. Внутренняя и внешняя среда организации.
- 2. Коллективный трудовой договор. Понятие. Задачи.
- Билет № 2
- 1. Муниципальная реформа: цели, задачи, основные направления.
- 2. Сми: понятие, функции, разновидности. Формы и общие правила отношения pr со сми.
- Билет № 3
- 1. Понятие и сущность организации.
- 2. Право государственной и муниципальной собственности.
- Билет № 4
- 1. Государство как субъект управления.
- 2. Статистические показатели деятельности предприятия: затраты предприятия и прибыль.
- Билет № 5
- 1. Особенности управления общественными отношениями в органах государственной власти.
- 2. Административные правонарушения и административная ответственность.
- Билет № 6.
- 1. Деловая оценка персонала.
- 2. Современные проблемы и пути стратегического выбора развития региона.
- Билет № 7
- 1. Государственный бюджет рф. Классификация расходов и доходов государственного бюджета.
- 2. Цели и значение социологии управления.
- Билет № 8
- 1. Экономическая система общества: понятие и типы.
- 2. Управление социальной сферой.
- Билет №9
- 1. Рынок труда. Региональные особенности рынка труда в России и Калининградской области.
- 2. Характеристика основных глобальных проблем современности.
- Билет № 10
- 1. Экономический потенциал региона и его оценка.
- 2. Граждане как субъекты гражданского права.
- Билет № 11
- 1. Экономическая теория: понятие, предмет и связь с другими экономическими науками.
- 2. Технология и организация разработки управленческого решения.
- Билет № 12
- 1. Коммуникативное пространство как сфера pr-деятельности.
- 2. Система исполнительных органов государственной власти.
- Билет № 13
- 1. Перспективные направления развития организаций.
- 2. Материальная ответственность сторон трудового договора.
- Билет № 14
- 1. Межбюджетные отношения. Принципы межбюджетных отношений.
- 2. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
- Билет № 15
- 1. Реформы Александра II. Формирование системы местного самоуправления.
- 2. Калининградская область в свете геополитических интересов России и сопредельных государств.
- Билет № 16
- 1. Сущность и содержание управленческого решения. Основные понятия и определения.
- 2. Регион как целостная социально-экономическая система.
- Билет № 17
- 1. Управление деловой карьерой персонала.
- 2. Конституция рф - Основной закон государства.
- Билет № 18.
- 1. Коммуникации в процессе управления.
- 2. Понятие трудового договора. Стороны и содержание трудового договора.
- Билет № 19
- 1. Социализация личности.
- 2. Правовой статус государственных служащих.
- Билет № 20
- 1. Социальное управление в социальных системах.
- 2. Правовое государство и гражданское общество.