2. Регион как целостная социально-экономическая система.
В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации. Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:
географические (расположение, величина территории и количество населения);
производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
градостроительные и инженерное обустройство территории (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
социологические (нормы общения, поведения).
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Эта система характеризуется высокой размерностью; большим количеством взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурностью управления; иерархичностью структуры; значительном запаздыванием координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполной определенностью состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т. е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем (рис. 1)
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность. Следовательно, основываясь на вышеизложенном, можно принять за основу следующее определение региона. Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью, размещением и специализацией, управляемостью. Существует типизация регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, ученые РАН и специалисты федеральных ведомств России выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В последней группе выделяются депрессивные и отсталые регионы. Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность экохозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - размещение и специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство в условиях ограниченности ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: доля продукции внутри регионального производства, потребляемой в самом регионе; доля продукции межотраслевого применения; уровень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность. Для определения регионального размещения и специализации, по мнению исследователей, наиболее существенными показателями являются:
индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к доле региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов. Кроме того, должно учитываться многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
ЗАДАЧА 16
Объект данного преступления - это санитарно-эпидемиологическое здоровье учащихся. Объективная сторона состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических требований , предъявляемых к средствам обучения требованиям. Характер вины: субъективная сторона – наличия прямого умысла. Субъект правонарушения: должностное лицо. Срок уплаты 30 дней на добровольное исполнение.
- Билет № 1.
- 1. Внутренняя и внешняя среда организации.
- 2. Коллективный трудовой договор. Понятие. Задачи.
- Билет № 2
- 1. Муниципальная реформа: цели, задачи, основные направления.
- 2. Сми: понятие, функции, разновидности. Формы и общие правила отношения pr со сми.
- Билет № 3
- 1. Понятие и сущность организации.
- 2. Право государственной и муниципальной собственности.
- Билет № 4
- 1. Государство как субъект управления.
- 2. Статистические показатели деятельности предприятия: затраты предприятия и прибыль.
- Билет № 5
- 1. Особенности управления общественными отношениями в органах государственной власти.
- 2. Административные правонарушения и административная ответственность.
- Билет № 6.
- 1. Деловая оценка персонала.
- 2. Современные проблемы и пути стратегического выбора развития региона.
- Билет № 7
- 1. Государственный бюджет рф. Классификация расходов и доходов государственного бюджета.
- 2. Цели и значение социологии управления.
- Билет № 8
- 1. Экономическая система общества: понятие и типы.
- 2. Управление социальной сферой.
- Билет №9
- 1. Рынок труда. Региональные особенности рынка труда в России и Калининградской области.
- 2. Характеристика основных глобальных проблем современности.
- Билет № 10
- 1. Экономический потенциал региона и его оценка.
- 2. Граждане как субъекты гражданского права.
- Билет № 11
- 1. Экономическая теория: понятие, предмет и связь с другими экономическими науками.
- 2. Технология и организация разработки управленческого решения.
- Билет № 12
- 1. Коммуникативное пространство как сфера pr-деятельности.
- 2. Система исполнительных органов государственной власти.
- Билет № 13
- 1. Перспективные направления развития организаций.
- 2. Материальная ответственность сторон трудового договора.
- Билет № 14
- 1. Межбюджетные отношения. Принципы межбюджетных отношений.
- 2. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
- Билет № 15
- 1. Реформы Александра II. Формирование системы местного самоуправления.
- 2. Калининградская область в свете геополитических интересов России и сопредельных государств.
- Билет № 16
- 1. Сущность и содержание управленческого решения. Основные понятия и определения.
- 2. Регион как целостная социально-экономическая система.
- Билет № 17
- 1. Управление деловой карьерой персонала.
- 2. Конституция рф - Основной закон государства.
- Билет № 18.
- 1. Коммуникации в процессе управления.
- 2. Понятие трудового договора. Стороны и содержание трудового договора.
- Билет № 19
- 1. Социализация личности.
- 2. Правовой статус государственных служащих.
- Билет № 20
- 1. Социальное управление в социальных системах.
- 2. Правовое государство и гражданское общество.