logo search
теория организации / экзамен

72. Тенденции интеграции бизнеса. Корпоративные организации. Финансово-промышленные группы; транснациональные компании. Международные совместные предприятия. Кейрэцу

В мировой с/ме непрерывно рождаются новые орг.стр-ры, м/у к-рыми усложняются связи.

При этом следует обратить внимание на все большую орг-сть, взаимозав-ть мировой с/мы и ее эл-тов друг от друга. Конкурентная борьба за мировой рынок заставляют отдельные разрозненные орг-ии консолидировать ресурсы, объединяться для достижения целей. Степень требуемого сотр-ва наз-ся интеграцией. Интеграция бывает верт-й и гориз-ой. Гориз.интеграция идет на базе выпуска однородной продукции, объединяются предп-я одной и той же отрасли. Верт.интеграция закл-ся в освоении компанией произв-ва товаров разной степени обработки.

Рост корпор-х стр-р – важнейшая тенденция совр.эк-ки. Нац-ные и транснац-ные корпорации образуют основу совр.мир.экон.с/мы, повышают стабильность м/нар-го сотр-ва и возм-ти макроэкон-го рег-ния.

Корпорация – (с лат. «объединение») это орг-ия (или союз орг-ий), к-ая создается для защиты интересов и привилегий ее участников и образует самост-е ЮЛ. Чаше всего корпорации состоят из материнских и дочерних компаний, имеющих разный юр.статус и степень самост-ти. Цели создания: привлечение кап-ла для осущ-ния крупных проектов; более равномерное распред-е риска и увеличение потенциала самосохр-я.

Виды: холдинг, трест, конгломерат, картель, синдикат, консорциум.

Холдинг – корпорация или акц.компания, предст.собой орг-ию, владеющую контр-ми пакетами акций других компаний для осущ-ния по отношению к ним ф-ций контроля и упр-я. Это специф-е упр-е и фин-е ядро совр.корпораций. «+»: возм-сть проведения единой произв-й, технич-й, маркет-й, фин-й политики, защиты групповых интересов. Распр-ны в естеств.монополиях, в отраслях с высокой концентрацией произ-ва, с общей технолог-й цепочкой, в отраслях, связ-х с обслуж-ем нас-я.

Концерн – сов-ть орг-ий, объедин-х произв-м циклом: объединения промышл-х фирм, орг-ий транспорта, торговли, строит-ва, банковской сферы.

Консорциум – временное объед-е предпр-й для реал-ции крупных промышл-х, научно-тех-х, строит-х или коммун-х проектов. В него могут входить орг-ии разных форм собств-ти, профиля, размера. Участники сохраняют самост-ть. «+»: возм-ть проведения работ, к-ые нельзя провести сам-но; распред-е расходов и снижение риска; объед-е с фирмами-участниками дефицитных людских и матер-х р-сов для выполнения исследований; повышение технич-го ур-ня и конкурентосп-ти.

Конгломерат – объед-е разнородных предпр-й в единую компанию. Тип компании опред-ся хар-ром ее диверсификации. Возникает в рез-те слияния фирм, т.е. компании поглощаются. Св-нна децентрализация упр-я.

Картель – участники соглашения об объед-нии закл-ют договор о рег-нии объемов произ-ва, усл-й сбыта продукции, найма раб.силы; комм.и произв.сам-ть участников сохр-ся.

Синдикат – объед-е предпр-й однородной продукции для контроля над сбытом и закупкой сырья и получением монопольной прибыли.

ФПГ: расширяя набор ф-ций и услуг, корпорация превращается в ФПГ. Совр.ФПГ явл-ся диверсифицир-ми многофунк-ми стр-рами, образ-ся в рез-те объед-я кап-ла, кредитно-фин-х и инвестиц-х институтов для увеличения конкурентосп-ти, упорядочения технологич-х и кооперац-х связей и роста эфф-ти. При форм-нии ФПГ широко использ-ся принципы гориз-й и вертик-й интеграции. Класс-я: по способу формирования (по инициативе участников, по решению гос.органов, на основе межправит.соглашений); по типу орг-ого строения (горизонт., вертик., конгломеративные); по форме собств-ти (частные, смешанные, гос-е); по способу внутригруп.упр-я (холдинг, совет акционеров, трастовая компания); по терр-м границам осущ-я произв-й деят-ти (транснац-ные (межгос-ные), межрегиональные, региональные). «+»: происходит укрепление технолог-х связей м/у разл.этапами – от добычи сырья до выпуска конечной продукции; Диверсификация деят-ти придает большую устойч-ть предпр-ям группы и пвышает конкурентносп-ть их продукции; созд-ся реальные возм-сти для структ-й перестройки произв-х подразделений группы; улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулир-я кап-ла для новых, инновац-х проектов; возникают новые возм-сти для оптим.использ-я и перераспр-я кап-ла в соотв-вии с главными стратегиями группы; увел-ся фин-я мощь группы, ее фин-я устойч-ть.

ТНК – особый вид корпорации, переросшей нац-ные рамки и осущ-щей деят-ть на мировом рынке ч/з свои заграничные филиалы и дочерние общества. Хар-на произв-я направл-ть, вертик-я интеграция; ТНК работает там, где многонац.культура, к-ая затрагивает правовые, этнич., экон., полит., соц-е вопросы; упр-е опред-ет фин-ую политику, но в то же время предост-ет дочерн.комп-ям значит.автономию; наряду с централизацией одних р-сов в гл.упр-ии, другие р-сы распр-ся в дочерн.комп-ях. Необх-мы опред-е усл-я размещ-я: для главной штаб-квартиры – фин-х и инф-х центров, разветвленной сети деловых услуг, близость трансп-х узлов мир.знач-я, обеспеч-ть высококвал-ми спец-тами; для региональных офисов – обеспеч-ть каналами и ср-вами тр-та и связи; для центров НИОКР – размещ-е в стране базирования или в других странах, если ст-сть квалифиц-й раб.силы сущ-но ниже; для произв-х подразделений – наличие резервов дешевой раб.силы, низкая цена на землю, возм-ть создания новых и расширения сущ-щих произв-х мощностей, отсутствие жестких гос-х ограничений.

«+»: возм-ть преодоления торговых барьеров; возм-ть снижения конфликтных ситуаций на м/нар.рынке; возм-ть преодоления разл.гос.ограничений на деят-ть фирм; возм-ть оптимизации расходов и доходов; возм-ть быстрого распростр-я новых технологий в различные страны.

Совместные предприятия создаются на технолог-й основе: одно обладает ею, а другое нуждается в ней. Признаки СП: общий кап-л, созд-й из паевых взносов; совместно осущ-ая хоз.деят-ть; равноправное участие сторон в упр-ии, дележе прибылей и распред-нии рисков; партнерами м.б.гос., частные компании и частные лица. Обычно СП создаются с целью корпорации, хотя есть и другие мотивы: восполнение нед-ков гос-х ср-в; получение сырья и обор-я; получения права на использ-е тов.знака; стимулир-е экспорта; получение передовой технологии произ-ва; получение опыта в упр-ии.

При создании СП между конкур.партнерами могут преследоваться разные стратег-е цели: совместная разработка нового изделия; совместное произ-во отдельных составляющих конкретного продукта; коммерциализация продукта на рынке партнера.

Кэйрэцу – объед-е фирм в устойчивые ФПГ, характерные для Японии. Неск-ко десятков разнопроф-х фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн, в к-ом часто большой уд.вес тяжелой и хим.пром-ти. Кэйрэцу - инструмент монополизации рынка и достижения группового соглашения неформальными методами. Признаки кэйрэцу: наличие собств.с/мы фин.учреж-й; взаимное владение акциями; объед-е фирм внутри группы для реал-ции крупных или перспек-х проектов; наличие обяз-в о взаимных поставках внутри группы; орг-ия общей универс.торг.с/мы; наличие с/мы регулярных совещаний рук-лей фирм; взаимный обмен сотрудниками и рук-лями разного ур-ня. 2 типа кэйрэцу: горизонт-й (конгломератный) тип – объед-е десятков крупных компаний неск-х отраслей пром-ти, связ-х взаимным владением кап-лов, устан-мися взаимными поставками, во главе стоит банк, обеспеч-щий фирмы-участники кэйрэцу кредитами под малые %; вертик-й тип объед-ет группу фирм, обслуж-щих одного крупного изгот-ля, к-ый диктует цены и усл-я поставки комплектующих изделий сотням поставщиков, к-ым м.б.даже запрещено торговать своей продукцией вне кэйрэцу.

Усл-но все кэйрэцу по спец-ции делят на 3 типа: фин., произв-е и торговые.

Контроль и упр-е в кэйрэиу осущ-ся децентр-но, что позволяет избежать обвинений в нарушении антимонопольной политики и зак-ва.