72. Тенденции интеграции бизнеса. Корпоративные организации. Финансово-промышленные группы; транснациональные компании. Международные совместные предприятия. Кейрэцу
В мировой с/ме непрерывно рождаются новые орг.стр-ры, м/у к-рыми усложняются связи.
При этом следует обратить внимание на все большую орг-сть, взаимозав-ть мировой с/мы и ее эл-тов друг от друга. Конкурентная борьба за мировой рынок заставляют отдельные разрозненные орг-ии консолидировать ресурсы, объединяться для достижения целей. Степень требуемого сотр-ва наз-ся интеграцией. Интеграция бывает верт-й и гориз-ой. Гориз.интеграция идет на базе выпуска однородной продукции, объединяются предп-я одной и той же отрасли. Верт.интеграция закл-ся в освоении компанией произв-ва товаров разной степени обработки.
Рост корпор-х стр-р – важнейшая тенденция совр.эк-ки. Нац-ные и транснац-ные корпорации образуют основу совр.мир.экон.с/мы, повышают стабильность м/нар-го сотр-ва и возм-ти макроэкон-го рег-ния.
Корпорация – (с лат. «объединение») это орг-ия (или союз орг-ий), к-ая создается для защиты интересов и привилегий ее участников и образует самост-е ЮЛ. Чаше всего корпорации состоят из материнских и дочерних компаний, имеющих разный юр.статус и степень самост-ти. Цели создания: привлечение кап-ла для осущ-ния крупных проектов; более равномерное распред-е риска и увеличение потенциала самосохр-я.
Виды: холдинг, трест, конгломерат, картель, синдикат, консорциум.
Холдинг – корпорация или акц.компания, предст.собой орг-ию, владеющую контр-ми пакетами акций других компаний для осущ-ния по отношению к ним ф-ций контроля и упр-я. Это специф-е упр-е и фин-е ядро совр.корпораций. «+»: возм-сть проведения единой произв-й, технич-й, маркет-й, фин-й политики, защиты групповых интересов. Распр-ны в естеств.монополиях, в отраслях с высокой концентрацией произ-ва, с общей технолог-й цепочкой, в отраслях, связ-х с обслуж-ем нас-я.
Концерн – сов-ть орг-ий, объедин-х произв-м циклом: объединения промышл-х фирм, орг-ий транспорта, торговли, строит-ва, банковской сферы.
Консорциум – временное объед-е предпр-й для реал-ции крупных промышл-х, научно-тех-х, строит-х или коммун-х проектов. В него могут входить орг-ии разных форм собств-ти, профиля, размера. Участники сохраняют самост-ть. «+»: возм-ть проведения работ, к-ые нельзя провести сам-но; распред-е расходов и снижение риска; объед-е с фирмами-участниками дефицитных людских и матер-х р-сов для выполнения исследований; повышение технич-го ур-ня и конкурентосп-ти.
Конгломерат – объед-е разнородных предпр-й в единую компанию. Тип компании опред-ся хар-ром ее диверсификации. Возникает в рез-те слияния фирм, т.е. компании поглощаются. Св-нна децентрализация упр-я.
Картель – участники соглашения об объед-нии закл-ют договор о рег-нии объемов произ-ва, усл-й сбыта продукции, найма раб.силы; комм.и произв.сам-ть участников сохр-ся.
Синдикат – объед-е предпр-й однородной продукции для контроля над сбытом и закупкой сырья и получением монопольной прибыли.
ФПГ: расширяя набор ф-ций и услуг, корпорация превращается в ФПГ. Совр.ФПГ явл-ся диверсифицир-ми многофунк-ми стр-рами, образ-ся в рез-те объед-я кап-ла, кредитно-фин-х и инвестиц-х институтов для увеличения конкурентосп-ти, упорядочения технологич-х и кооперац-х связей и роста эфф-ти. При форм-нии ФПГ широко использ-ся принципы гориз-й и вертик-й интеграции. Класс-я: по способу формирования (по инициативе участников, по решению гос.органов, на основе межправит.соглашений); по типу орг-ого строения (горизонт., вертик., конгломеративные); по форме собств-ти (частные, смешанные, гос-е); по способу внутригруп.упр-я (холдинг, совет акционеров, трастовая компания); по терр-м границам осущ-я произв-й деят-ти (транснац-ные (межгос-ные), межрегиональные, региональные). «+»: происходит укрепление технолог-х связей м/у разл.этапами – от добычи сырья до выпуска конечной продукции; Диверсификация деят-ти придает большую устойч-ть предпр-ям группы и пвышает конкурентносп-ть их продукции; созд-ся реальные возм-сти для структ-й перестройки произв-х подразделений группы; улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулир-я кап-ла для новых, инновац-х проектов; возникают новые возм-сти для оптим.использ-я и перераспр-я кап-ла в соотв-вии с главными стратегиями группы; увел-ся фин-я мощь группы, ее фин-я устойч-ть.
ТНК – особый вид корпорации, переросшей нац-ные рамки и осущ-щей деят-ть на мировом рынке ч/з свои заграничные филиалы и дочерние общества. Хар-на произв-я направл-ть, вертик-я интеграция; ТНК работает там, где многонац.культура, к-ая затрагивает правовые, этнич., экон., полит., соц-е вопросы; упр-е опред-ет фин-ую политику, но в то же время предост-ет дочерн.комп-ям значит.автономию; наряду с централизацией одних р-сов в гл.упр-ии, другие р-сы распр-ся в дочерн.комп-ях. Необх-мы опред-е усл-я размещ-я: для главной штаб-квартиры – фин-х и инф-х центров, разветвленной сети деловых услуг, близость трансп-х узлов мир.знач-я, обеспеч-ть высококвал-ми спец-тами; для региональных офисов – обеспеч-ть каналами и ср-вами тр-та и связи; для центров НИОКР – размещ-е в стране базирования или в других странах, если ст-сть квалифиц-й раб.силы сущ-но ниже; для произв-х подразделений – наличие резервов дешевой раб.силы, низкая цена на землю, возм-ть создания новых и расширения сущ-щих произв-х мощностей, отсутствие жестких гос-х ограничений.
«+»: возм-ть преодоления торговых барьеров; возм-ть снижения конфликтных ситуаций на м/нар.рынке; возм-ть преодоления разл.гос.ограничений на деят-ть фирм; возм-ть оптимизации расходов и доходов; возм-ть быстрого распростр-я новых технологий в различные страны.
Совместные предприятия создаются на технолог-й основе: одно обладает ею, а другое нуждается в ней. Признаки СП: общий кап-л, созд-й из паевых взносов; совместно осущ-ая хоз.деят-ть; равноправное участие сторон в упр-ии, дележе прибылей и распред-нии рисков; партнерами м.б.гос., частные компании и частные лица. Обычно СП создаются с целью корпорации, хотя есть и другие мотивы: восполнение нед-ков гос-х ср-в; получение сырья и обор-я; получения права на использ-е тов.знака; стимулир-е экспорта; получение передовой технологии произ-ва; получение опыта в упр-ии.
При создании СП между конкур.партнерами могут преследоваться разные стратег-е цели: совместная разработка нового изделия; совместное произ-во отдельных составляющих конкретного продукта; коммерциализация продукта на рынке партнера.
Кэйрэцу – объед-е фирм в устойчивые ФПГ, характерные для Японии. Неск-ко десятков разнопроф-х фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн, в к-ом часто большой уд.вес тяжелой и хим.пром-ти. Кэйрэцу - инструмент монополизации рынка и достижения группового соглашения неформальными методами. Признаки кэйрэцу: наличие собств.с/мы фин.учреж-й; взаимное владение акциями; объед-е фирм внутри группы для реал-ции крупных или перспек-х проектов; наличие обяз-в о взаимных поставках внутри группы; орг-ия общей универс.торг.с/мы; наличие с/мы регулярных совещаний рук-лей фирм; взаимный обмен сотрудниками и рук-лями разного ур-ня. 2 типа кэйрэцу: горизонт-й (конгломератный) тип – объед-е десятков крупных компаний неск-х отраслей пром-ти, связ-х взаимным владением кап-лов, устан-мися взаимными поставками, во главе стоит банк, обеспеч-щий фирмы-участники кэйрэцу кредитами под малые %; вертик-й тип объед-ет группу фирм, обслуж-щих одного крупного изгот-ля, к-ый диктует цены и усл-я поставки комплектующих изделий сотням поставщиков, к-ым м.б.даже запрещено торговать своей продукцией вне кэйрэцу.
Усл-но все кэйрэцу по спец-ции делят на 3 типа: фин., произв-е и торговые.
Контроль и упр-е в кэйрэиу осущ-ся децентр-но, что позволяет избежать обвинений в нарушении антимонопольной политики и зак-ва.
- 1. То в с/ме наук. Эв-я взглядов
- 2. Понятие и сущ. Орг-ии, черты и св-ва
- 3. Откр. И закр. С/мы. С/мы и подс/мы
- 4.Социальная организация. Хозяйственная организация.
- 5. Жц орг-ии. Роли в орг-ии
- 6.Организация как система, как процесс
- 7. Типы орг-й, класс-я. Состав. Структ. Подход.
- 9. Понятие «упр-я» в то. Место и роль орг-ии в упр-ии. Рес-сы и сп-ти орг-ии.
- 10. Факторы формирования организации
- 11.Внеш. Среда. Миссия. Философия орг-ии
- 12. С/ма целей деят-ти орг-ии. Технология обоснования целей
- 13. Деловое и стратег. Разв-е орг-ии. Типы и эл-ты стратегии
- 14. Разработка стратегии. Стратегическое поведение организации.
- 15. С/ма з-нов орг-ии
- 16. Осн. Треб-я к з-нам орг-ии
- 17. З-н разв-я
- 18. З-н синергии
- 19. З-н информ-ти – упоряд-ти
- 20. З-н единства анализа и синтеза
- 21. З-н композиции и пропорц-ти (гармонии)
- 22. Специфич. З-ны социал. Орг-ии
- 23. Понятие и принципы построения организационных структур.
- 24. Принципы формирования структур управления.
- 26. Принципы статистич. И динамич. Орг-ий
- 27.Принципы рационализации (принципы вз-я)
- 28. Значение и задачи орг-го проект-я
- 29. Условия выбора структуры орг-ии
- 30,Методы проектирования стр-р
- 31. Стадии проектир.Орг.
- 3)Регламентация орг. Стр-ры
- 32. Типология осу
- 33. Орг-ии по вз-ю с внеш. Средой (мех.И орган.)
- 34. Орг-ии по вз-ю подразд-й (трад., дивиз., матр.)
- 35. Орг-ии по вз-ю с ч-ком (корпор. И индивид.)
- 36.Бюрократич.Сис-ма
- 37.Современные способы построения организаций
- 38. Орг-я слияния компаний. Реорг-я: этапы и методы. Орг-ии с «внутр. Рынками»
- 39. Сет. Орг-ии
- 40. Вирт. Корп-ии
- 41. Горизонт. И многом.Орг-ии. Круг. Корп-ии
- 42. Интел. Орг-ии. Обуч. Орг-ии
- 43. Организация и методы принятия решений.
- 44. Содержание и истоки организационных решений
- 45. Модель принятия решения.
- 46. Оптимальные, рациональные, иррациональные решения
- 47 Стили руководства и принятия решений в организации
- 48.Координация в организациях
- 49. Виды координационной деятельности. Взаимозависимость подразделений предприятия.
- 50. Влияние технологии на структуру организации. Особенности управления в разных отраслях (непрерывное, массовое, серийное, индивидуальное)
- 51. Координация при различных стилях управления
- 52. Орг. Комм-ии
- 54. Исп-е комм-ции при реал-ии нов. Идей. Противоречия при к. И упр-е ими.
- 55. Орг. Эф-ть
- 56. Подходы к опр-ю эф-ти
- 58. Управление знаниями
- 59. Значение знаний для развития организаций
- 61. Осн. Признаки и ф-ии орг. К/ры
- 62. Сущность орг. К/ры. Сод-е орг. К/ры
- 63. Мех-мы орг. К/ры
- 64. Формир-е, поддержание, изм-е орг.К/ры
- 65. Упр-е орг. К/рой
- 66. Влияние орг. К/ры на орг. Эф-ть. Субк/ры
- 67. Дел.Стратегия. Доверие в орг-ях. Дел. Репутация
- 69. Виды собственности и организация управления. Формы организации предприятий. Государственное регулирование и поддержка предприятий.
- 70. Малый бизнес и основные условия его развития. Рисковый бизнес и его особенности.
- 71. Субъекты орг. Деят-ти
- 72. Тенденции интеграции бизнеса. Корпоративные организации. Финансово-промышленные группы; транснациональные компании. Международные совместные предприятия. Кейрэцу
- 73. Управление организационными изменениями. Формы интеграции науки спроизводством
- 74. Эффективность организационных изменений. Перспективные направления развития организации