10. Факторы формирования организации
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования структуры управления, главные из которых могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
{Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится прежде всего к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.}
- 1. То в с/ме наук. Эв-я взглядов
- 2. Понятие и сущ. Орг-ии, черты и св-ва
- 3. Откр. И закр. С/мы. С/мы и подс/мы
- 4.Социальная организация. Хозяйственная организация.
- 5. Жц орг-ии. Роли в орг-ии
- 6.Организация как система, как процесс
- 7. Типы орг-й, класс-я. Состав. Структ. Подход.
- 9. Понятие «упр-я» в то. Место и роль орг-ии в упр-ии. Рес-сы и сп-ти орг-ии.
- 10. Факторы формирования организации
- 11.Внеш. Среда. Миссия. Философия орг-ии
- 12. С/ма целей деят-ти орг-ии. Технология обоснования целей
- 13. Деловое и стратег. Разв-е орг-ии. Типы и эл-ты стратегии
- 14. Разработка стратегии. Стратегическое поведение организации.
- 15. С/ма з-нов орг-ии
- 16. Осн. Треб-я к з-нам орг-ии
- 17. З-н разв-я
- 18. З-н синергии
- 19. З-н информ-ти – упоряд-ти
- 20. З-н единства анализа и синтеза
- 21. З-н композиции и пропорц-ти (гармонии)
- 22. Специфич. З-ны социал. Орг-ии
- 23. Понятие и принципы построения организационных структур.
- 24. Принципы формирования структур управления.
- 26. Принципы статистич. И динамич. Орг-ий
- 27.Принципы рационализации (принципы вз-я)
- 28. Значение и задачи орг-го проект-я
- 29. Условия выбора структуры орг-ии
- 30,Методы проектирования стр-р
- 31. Стадии проектир.Орг.
- 3)Регламентация орг. Стр-ры
- 32. Типология осу
- 33. Орг-ии по вз-ю с внеш. Средой (мех.И орган.)
- 34. Орг-ии по вз-ю подразд-й (трад., дивиз., матр.)
- 35. Орг-ии по вз-ю с ч-ком (корпор. И индивид.)
- 36.Бюрократич.Сис-ма
- 37.Современные способы построения организаций
- 38. Орг-я слияния компаний. Реорг-я: этапы и методы. Орг-ии с «внутр. Рынками»
- 39. Сет. Орг-ии
- 40. Вирт. Корп-ии
- 41. Горизонт. И многом.Орг-ии. Круг. Корп-ии
- 42. Интел. Орг-ии. Обуч. Орг-ии
- 43. Организация и методы принятия решений.
- 44. Содержание и истоки организационных решений
- 45. Модель принятия решения.
- 46. Оптимальные, рациональные, иррациональные решения
- 47 Стили руководства и принятия решений в организации
- 48.Координация в организациях
- 49. Виды координационной деятельности. Взаимозависимость подразделений предприятия.
- 50. Влияние технологии на структуру организации. Особенности управления в разных отраслях (непрерывное, массовое, серийное, индивидуальное)
- 51. Координация при различных стилях управления
- 52. Орг. Комм-ии
- 54. Исп-е комм-ции при реал-ии нов. Идей. Противоречия при к. И упр-е ими.
- 55. Орг. Эф-ть
- 56. Подходы к опр-ю эф-ти
- 58. Управление знаниями
- 59. Значение знаний для развития организаций
- 61. Осн. Признаки и ф-ии орг. К/ры
- 62. Сущность орг. К/ры. Сод-е орг. К/ры
- 63. Мех-мы орг. К/ры
- 64. Формир-е, поддержание, изм-е орг.К/ры
- 65. Упр-е орг. К/рой
- 66. Влияние орг. К/ры на орг. Эф-ть. Субк/ры
- 67. Дел.Стратегия. Доверие в орг-ях. Дел. Репутация
- 69. Виды собственности и организация управления. Формы организации предприятий. Государственное регулирование и поддержка предприятий.
- 70. Малый бизнес и основные условия его развития. Рисковый бизнес и его особенности.
- 71. Субъекты орг. Деят-ти
- 72. Тенденции интеграции бизнеса. Корпоративные организации. Финансово-промышленные группы; транснациональные компании. Международные совместные предприятия. Кейрэцу
- 73. Управление организационными изменениями. Формы интеграции науки спроизводством
- 74. Эффективность организационных изменений. Перспективные направления развития организации