1.3. Понятие внешнеэкономической стратегии предприятия
Исследованию проблемы внешнеэкономической стратегии предприятия посвящены работы многих авторов [Воронковой О.Н., 7; Пузаковой Е.Н., 33; Градова А.П., 15, Стровского Л.Е., 4]. Так, в работах О.Н. Воронковой [6,7] рассматриваются этапы построения стратегии внешнеэкономической деятельности; В.А. Горемыкин [8,9] в своих исследованиях изучает проблемы формирования целей внешнеэкономической стратегии и разработки на их основе конкретных стратегий ВЭД; а А.П. Градов [13] большое внимание уделяет факторам внешней и внутренней среды, которые влияют на выбор того или иного варианта стратегии ВЭД.
Применительно к теме исследования наибольший интерес представляют работы В.А. Горемыкина [9,12], А.П. Градова [15], Р.Б. Ноздревой [27] и Е.Н. Пузаковой [33].
Большинство исследователей [Воронкова О.Н., 6; Ноздрева Р.Б., 27; Стровский Л.Е., 4] под внешнеэкономической стратегией фирмы понимают рассчитанную на перспективу систему мер, обеспечивающих достижение намеченных компанией внешнеэкономических целей.
Наиболее предпочтительной является позиция А.П. Градова [15] и Бухалкова М.И. [2], которая заключается в следующем: стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.
Таким образом, можем сказать, что внешнеэкономическая стратегия представляет собой искусство руководства внешнеэкономической деятельностью, включающее ее перспективное планирование и прогнозирование. На уровне предприятия такое планирование является управленческим процессом создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия во внешнеэкономической деятельности, его потенциальными возможностями и шансами в этой сфере.
По мнению В.А. Горемыкина [12] исходным пунктом рассуждений должен стать тот факт, что стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать в себя ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы.
Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы предприятия [9]. Применительно к стратегии ВЭД принимается решение о целесообразности перенесения части деятельности компании за рубеж, решаются вопросы выбора конкретной страны, приспособления деятельности предприятия к её условиям [4].
При этом руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия. Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач и характеризующие результаты, необходимы для достижения тактических и стратегических целей предприятия [9].
Можно выделить три основных стратегические цели предприятия при осуществлении ВЭД:
выход на мировой рынок в поисках более дешевого сырья и капитала;
приближение производства к рынкам сбыта;
повышение эффективности деятельности предприятия при создании зарубежного подразделения [4].
Эти цели зачастую выражаются менеджерами высшего уровня формулой «рост прибылей».
Некоторые авторы [Муравьев А.И., 26; Горемыкин В.А., 12] среди способов достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы выделяют следующие:
поставка товаров, услуг на зарубежный рынок с развертыванием торгово-сбытовой сети;
прямые капиталовложения для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров;
приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.
Кроме того, внешнеэкономическая стратегия обязательно включает в себя выбор формы деятельности предприятия на внешних рынках. В мировой практике существуют различные формы ВЭД:
внешняя торговля, которая предполагает экспорт и импорт промышленных и продовольственных товаров, готовой продукции, а также обмен продукцией производственного назначения;
совместное предпринимательство – создание различных предприятий на территории страны с участием иностранного партнера для совместного освоения и производства продукции. Эта форма ВЭД позволяет создавать новые рабочие места, выпускать конкурентоспособную продукцию и решать задачи насыщения внутреннего рынка страны;
инвестиционное сотрудничество, которое предполагает вложение иностранных инвестиций в различные проекты с целью получения прибыли;
оказание услуг - сотрудничество в области банковских, страховых услуг, а также туристический бизнес;
научно-техническое сотрудничество, которое предполагает совместное проведение научно-технических работ, научно-исследовательских работ по заказам зарубежных стран [42].
В целом, стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия должна способствовать углублению и расширению его внешнеэкономических связей как с поставщиками, так и с заказчиками (потребителями, покупателями) в целях более полного удовлетворения экономических и социальных потребностей данного трудового коллектива и каждого его члена наряду с соблюдением общегосударственных интересов.
- Оглавление введение……………………………………………..………………………...3
- Введение
- 1. Теоретические основы внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 1.1. Понятие стратегии предприятия, фирмы
- 1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, фирмы
- 1.3. Понятие внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2. Анализ внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.1. Анализ факторов, определяющих направление внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.2. Разработка внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 2.3. Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия
- 3.1. Необходимость управления рисками при формировании стратегии вэд
- 3.2. Необходимость развития совместного предпринимательства
- 3.3. Необходимость государственного регулирования вэд предприятий
- 3.4 Результаты социологического опроса по теме исследования
- Выводы и предложения
- Список использованных источников