39. Содержательные теории мотивации
Традиционно в трудах исследователей мотивации работников различные мотивационные теории подразделяются на две категории: процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации базируются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют нас действовать так, а не иначе. К этой группе относятся концепции Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и др.
Теория мотивации Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы ХХ в., Маслоу подразделил потребности на 5 категорий: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности или потребности в причастности, потребности в уважении и самоуважении, потребность самовыражения и расположил их в виде строгой пирамиды, в основании которой размещены первичные потребности, физиологические, потребности безопасности и защищенности, а ближе к вершине – вторичные потребности, причем в самой вершине этой пирамиды – потребности в самовыражении и уважении. По мнению Маслоу, чтобы потребность более высокого уровня стала определять поведение человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Впоследствии ряд положений теории Маслоу подвергся исследователями мотивации критике В частности, было установлено, во-первых, в целом не существует четкой пятиступенчатой структуры потребностей; во-вторых, не получила четкого подтверждения и концепция наиважнейших потребностей; в третьих, удовлетворение одних потребностей не приводит к автоматическому задействованию потребностей более высокого уровня; в-четвертых, в концепции не учитываются индивидуальные отличия людей.
Теория потребностей Мак-Клелланда. Мак-Клелланд полагал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Двухфакторная теория Герцберга. В результате проведенного исследования среди работников крупной лакокрасочной фирмы Герцберг подразделил всю совокупность факторов, влияющих на удовлетворенность персонала работой и мотивацию к трудовой деятельности, на две группы: гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические факторы формирует внешняя среда, в которой производится работа, а мотивации – сущность работы. Согласно Герцбергу при нехватке или недостаточности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Их наличие же в полной мере вызывает удовлетворение. При этом Герцберг в исследовании не учел субъективность восприятия различными людьми одних и тех же факторов. Вообще, впоследствии критики его теории сделали вывод, что у всех работников различные потребности, и мотивировать разных людей будут разные факторы.
- Управление персоналом . Шпаргалка (fb2)
- 1. Значение управления персоналом как практической деятельности, науки и учебной дисциплины
- 2. Персонал как объект управления
- 3. Характеристики современного этапа управления персоналом
- 4. Классические теории, теории человеческих отношений , гуманистические теории
- 5. Дальнейшее развитие теоретических основ науки управления персоналом
- 6. Основные факторы повышения роли персонала в организации и функции управления персоналом
- 7. Методы и принципы управления персоналом
- 8. Государственная система управления трудовыми ресурсами
- 9. Система социального партнерства
- 10. Понятие и смысл организационного проектирования в системе управления персоналом
- 11. Организационная структура системы управления персоналом
- 12. Цели системы управления персоналом , этапы организационного проектирования системы управления персоналом
- 13. Современные типы организационных структур
- 14. Кадровое обеспечение системы управления персоналом
- 15. Методы определения численности работников кадровых служб
- 16. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
- 17. Информационное обеспечение системы управления персоналом
- 18. Техническое обеспечение системы управления персоналом
- 19. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
- 20. Кадровая политика организации
- 21. Автоматизированные информационные системы управления персоналом
- 22. Система стратегического управления персоналом организации
- 23. Кадровое планирование
- 24. Правовое обеспечение системы управления персоналом
- 25. Методы определения потребности в персонале
- 1. Метод, основанный на времени трудового процесса.
- 26. Наем персонала
- 27. Оценка кандидатов при приеме на работу
- 28. Маркетинговый подход к определению потребности в персонале , путям и источникам ее покрытия
- 29. Отбор персонала
- 30. Деловая оценка персонала
- 31. Состав расходов на оплату труда
- 32. Аттестация персонала
- 33. Подбор и расстановка персонала
- 34. Профориентация персонала
- 35. Адаптация персонала
- 36. Организация системы обучения персонала
- 37. Методы и виды обучения персонала
- 38. Сущность мотивации трудовой деятельности
- 39. Содержательные теории мотивации
- 40. Процессуальные теории мотивации
- 41. Заработная плата как метод мотивации персонала
- 42. Модели и системы заработной платы
- 43. Наиболее эффективные методы мотивации трудовой деятельности персонала
- 44. Понятие и этапы карьеры
- 45. Планирование деловой карьеры
- 46. Сущность и порядок формирования кадрового резерва
- 47. Виды высвобождения персонала
- 48. Программы мероприятий по подготовке работников к выходу на пенсию
- 49. Понятие «организационная культура»
- 50. Содержание организационной культуры
- 51. Сущность организационного конфликта
- 52. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 53. Управление конфликтами в организации
- 54. Аудит персонала
- 55. Планирование и организация работы с резервом кадров
- 56. Программы мероприятий по высвобождению работников в связи с сокращением штата