Видение, миссия и цели организации.
Миссия организации - это основная цель ее существования. Миссия представляет собой формулировку экономического будущего организации и занимает первое положение в иерархии целей компании. Фактически, миссия организации определяет основное направление будущего развития предприятия в целом.
Миссия организации детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Необходимость формулировки миссии организации связана с тем, что в любом плане должна быть четко выраженная самая общая, долгосрочная цель организации, т.е. концентрированная причина её существования. Поскольку любая организация является открытой системой, она должна выбирать в качестве своей основной цели, удовлетворение какой-либо потребности внешней среды.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
Что может ожидать общество от организации (какие потребности в товаре или услуге будут удовлетворены).
Что ожидает организация от своих членов.
Обязательные элементы миссии отражают:
Основные услуги и товары, рынки и технологии;
Внешнюю среду по отношению к организации (рабочие принципы фирмы, ограничения, условия функционирования);
Культуру организации (рабочий климат, имидж, общественное сознание).
Проектирование миссии организации является очень важным решением в стратегическом планировании. Однако, многие компании недооценивают значение миссии или не имеют своей миссии, а некоторые даже не представляют что означает миссия организации.
Примеры миссии организации
Перед тем как разрабатывать стратегию предприятия, необходимо выяснить его предназначение, роль и место на рынке, основную сферу деятельности, перечень товаров и/или услуг и т.д. Со стороны это абсолютно простые задачи и могут быть решены менеджером среднего или даже нижнего уровня. Однако на практике руководители не всегда отражают значение миссии организации для стратегического планирования и "отделываются" узкими формулировками, которые не имеют под собой обоснованных фактов.
Рассмотрим примеры миссии организации. Данные примеры отражают общую концепцию формулировки миссии организации.
Миссия организации может быть сформулирована следующим образом:
Добиться и поддерживать наивысшую удовлетворенность потребителей, имея в виду удовлетворительное качество продукции при приемлемой для покупателя цене путем постоянного обновления технологии и развития потенциала каждого работника и организации в целом.
Или:
Миссия компании "Восход" заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг, таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким требованиям профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.
Компания Компьютеры iRU имеет такую миссию:
Создавать компьютерную технику, идеально подходящие каждому - по возможностям и по доступности. Мы должны и готовы сделать персональный компьютер доступным каждой семье в России.
Видение организации
На основании анализа собственной миссии и состояния внешней среды организация формулирует стратегическое видение организации.
Видение организации - это описание того состояния, которое она хочет достигнуть к определенному времени. Это формулировка того образа, который должен возникнуть, когда организация достигнет свой миссии.
Стратегическое видение организации является достаточно общей картиной того, к чему организация хочет прийти через определенный промежуток времени.
Не существует стратегического видения, единого для всех организаций. Так как не существует единого стиля стратегического планирования. Это обусловлено объективным фактом, что каждая организация уникальна в своем роде. Следовательно и стратегическое планирование и выработка видения организации для каждой организации уникальны.
Во-первых, это зависит от позиций фирмы на рынке и динамики ее развития.
Во-вторых, потенциал и возможности конкурентов также влияют на стратегические планы организаций.
В-третьих, товары и услуги организации при учете состояния внешней среды организации оказывают основополагающее влияние на стратегическое видение организации.
Однако, не стоит исключить и основополагающие моменты, определяющие принципы формулирования стратегического видения организации на основе ее миссии. Это обусловлено самой концепцией стратегического планирования в современных условиях.
Примеры стратегического видения организации
Telnet
Стать к 2000 году признанным всеми потребителями лидером на рынке телекоммуникаций, предоставляющим услуги наивысшего качества и создавшего исключительные возможности для профессионального роста и развития своих сотрудников.
NewsWeek (один из многих вариантов)
Превратиться в глобальную организацию, обеспечивающую потребности населения всей планеты в экономических новостях.
General Eleсtric
Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности.
Kodak
Стать мировым лидером в химическом и цифровом изображении.
Компания Дисней
Делать людей счастливыми.
Компьютеры iRU
Стать основным поставщиком персональных компьютеров и серверов на российском рынке.
Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель — то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом — для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
- Ноу впо «Международный институт бизнес-образования»
- Утверждены решением заседания кафедры от № Зав. Кафедрой _______________ Дочкина а.А.
- Сущность понятия «менеджмент». Объект и субъект управления.
- Принципы менеджмента.
- Уровни менеджмента. Содержание работы менеджеров разного уровня.
- Личные качества эффективного менеджера.
- Это умение складывается из четырех основных компонентов.
- Эволюция менеджмента. Этапы развития менеджмента как науки.
- Научные школы менеджмента. Школа научного управления.
- Научные школы менеджмента. Административная и бюрократическая школы управления.
- Научные школы менеджмента. Школа человеческих отношений.
- Научные школы менеджмента. Школа поведенческих наук.
- Научные школы менеджмента. Новые школы управления.
- Российский менеджмент: история и особенности развития.
- Перспективы развития менеджмента в двадцать первом веке.
- Организация и менеджер. Типы организаций.
- Неформальные организации: положительные и отрицательные аспекты.
- Виды управления.
- Понятие стиля управления. Основные стили управления.
- Функции менеджмента: сущность и взаимосвязь
- Планирование как функция менеджмента. Понятие стратегического и оперативного планирования.
- Организация как функция менеджмента. Делегирование полномочий.
- Мотивация как функция менеджмента. Понятие материального и нематериального стимулирования.
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Контроль как функция менеджмента. Виды контроля.
- Основные виды контроля для менеджмента
- Понятие механизма управления. Методы управления.
- Экономические методы управления.
- Социально-психологические методы управления.
- Организационно-административные методы управления.
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений.
- Этапы принятия управленческого решения.
- Методы принятия управленческих решений.
- Власть и влияние. Формы власти.
- Власть и лидерство. Личные качества лидера.
- 1. Сущность понятия лидерства и основные подходы к его изучению
- 2. Теории личностных качеств лидера
- 3. Поведенческие теории лидерства
- Понятие организационной структуры. Построение организационных структур.
- Линейная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Линейно-функциональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Линейно-штабная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Матричная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Видение, миссия и цели организации.
- Анализ внешней и внутренней среды в менеджменте.
- Основные факторы внутренней среды организации.
- Основные факторы внешней среды организации.
- Swot-анализ как инструмент менеджмента.
- Матрица бкг как инструмент менеджмента.
- Понятие стратегии. Основные виды стратегий.
- Коммуникации в управлении. Виды коммуникаций.
- Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов в организации.
- Стратегия и тактика управления конфликтами.
- Инновации в системе менеджмента.
- Управление организационной культурой компании.
- Понятие и сущность самоуправления.