Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов в организации.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений - это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.
Бесконфликтность (безразличие ко всему), как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации. Бесконфликтность - это индикатор того, что в организации отсутствуют новые идеи, инициатива и т. п., что в современных условиях развития конкуренции также губительно для предприятия, как и разрушительные конфликты.
Для того чтобы понять, как управлять конфликтом, нужно изучить процесс возникновения и протекания конфликта и возможные точки воздействия (элементы процесса).
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта и т. п., что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда (потенциальный конфликт), но его нарастание происходит только при наличии инцидента.
Инициаторами инцидента могут быть как участники конфликта, так и другие лица и обстоятельства, когда начинает действовать так называемый закон третьей стороны. И конфликтная ситуация, и инцидент могут создаваться оппонентами (сознательно или без определенной цели) либо возникают независимо от их воли и желания.
Основные причины конфликтов можно рассматривать по двум группам факторов.
1. Организационные факторы:
ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;
несогласованность или противоречивость целей;
нечеткое распределение прав и обязанностей;
противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;
взаимозависимость задач;
неблагоприятные условия труда.
2. Личностные факторы:
различия в ценностях, манерах поведения, жизненном опыте;
личная неприязнь;
психологический феномен;
неопределенность перспектив роста;
недостаточный уровень профессионализма;
стиль управления.
По различным источникам до 15% рабочего времени расходуется на конфликты и ностконфликтные состояния (переживания, самоутверждение в своей правоте и т. п.). Если время, растраченное на конфликт, принять за 100%, то:
по вине руководителя - 52% (табл. 24);
из-за психологической несовместимости - 33%;
по причине неправильной расстановки кадров - 15%.
-
Содержание
- Ноу впо «Международный институт бизнес-образования»
- Утверждены решением заседания кафедры от № Зав. Кафедрой _______________ Дочкина а.А.
- Сущность понятия «менеджмент». Объект и субъект управления.
- Принципы менеджмента.
- Уровни менеджмента. Содержание работы менеджеров разного уровня.
- Личные качества эффективного менеджера.
- Это умение складывается из четырех основных компонентов.
- Эволюция менеджмента. Этапы развития менеджмента как науки.
- Научные школы менеджмента. Школа научного управления.
- Научные школы менеджмента. Административная и бюрократическая школы управления.
- Научные школы менеджмента. Школа человеческих отношений.
- Научные школы менеджмента. Школа поведенческих наук.
- Научные школы менеджмента. Новые школы управления.
- Российский менеджмент: история и особенности развития.
- Перспективы развития менеджмента в двадцать первом веке.
- Организация и менеджер. Типы организаций.
- Неформальные организации: положительные и отрицательные аспекты.
- Виды управления.
- Понятие стиля управления. Основные стили управления.
- Функции менеджмента: сущность и взаимосвязь
- Планирование как функция менеджмента. Понятие стратегического и оперативного планирования.
- Организация как функция менеджмента. Делегирование полномочий.
- Мотивация как функция менеджмента. Понятие материального и нематериального стимулирования.
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Контроль как функция менеджмента. Виды контроля.
- Основные виды контроля для менеджмента
- Понятие механизма управления. Методы управления.
- Экономические методы управления.
- Социально-психологические методы управления.
- Организационно-административные методы управления.
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений.
- Этапы принятия управленческого решения.
- Методы принятия управленческих решений.
- Власть и влияние. Формы власти.
- Власть и лидерство. Личные качества лидера.
- 1. Сущность понятия лидерства и основные подходы к его изучению
- 2. Теории личностных качеств лидера
- 3. Поведенческие теории лидерства
- Понятие организационной структуры. Построение организационных структур.
- Линейная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Линейно-функциональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Линейно-штабная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Матричная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.
- Видение, миссия и цели организации.
- Анализ внешней и внутренней среды в менеджменте.
- Основные факторы внутренней среды организации.
- Основные факторы внешней среды организации.
- Swot-анализ как инструмент менеджмента.
- Матрица бкг как инструмент менеджмента.
- Понятие стратегии. Основные виды стратегий.
- Коммуникации в управлении. Виды коммуникаций.
- Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов в организации.
- Стратегия и тактика управления конфликтами.
- Инновации в системе менеджмента.
- Управление организационной культурой компании.
- Понятие и сущность самоуправления.