logo search
ВЕСЬ КУРСОВИК

1.1. Понятие стратегии предприятия, фирмы

В рыночной экономике предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования, обладающим правами юридического лица, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность на свой риск и под свою материальную ответственность с целью получения прибыли и удовлетворения социально-экономических интересов работников и собственников предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой в качестве аналога термину «предприятие» используется понятие «фирма» [22].

Фирма представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств.

Каждое предприятие (фирма) стремится предложить на рынке продукцию или услуги, удовлетворяющие спрос потребителя наилучшим образом. Стремление к возможно полному удовлетворению потребностей – это практически единственная возможность максимизировать прибыль, выиграть в конкурентной борьбе у других производителей, завладеть большим сегментом рынка. Вследствие этого делаем вывод. Любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль [19].

Прибыль – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж. Данная зависимость представлена формулой 1.1 [18]:

П = TR – TC = PQ – TC (1.1)

где П – прибыль;

ТR – совокупный доход;

ТС – совокупные издержки

Р – цена

Q – объем производства

Из трех переменных в правой части равенства главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства . Это следует из того, что цена представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу (не изменяется). Цена – это внешнее условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Издержки же во многом зависят от объема производства.

Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы по управлению своей судьбой связаны с планированием оптимального объема производства [18].

Планирование – основной элемент управления фирмой. При этом необходимо учитывать не только текущее, но и перспективное состояние рынка. Инвестиционная деятельность, НИОКР, управление финансовыми ресурсами должны планироваться не только под влиянием сиюминутных соображений, но и в соответствии с перспективными тенденциями развития рынка, технологий, условий конкуренции и государственного регулирования.

Планы деятельности фирмы разрабатываются всеми ее подразделениями по принципу снизу вверх.

План предполагает формулирование стратегии, которое основывается на анализе сегментов рынка, соотношения величины издержек и объема производства и организации управления хозяйственным портфелем [35].

Стратегия фирмы – это совокупность её главных целей и основных способов достижения данных целей. Разрабатывать стратегию действия фирмы – значит определять общие направления её деятельности.

Стратегия затрагивает фирму и её окружение. Она не бывает простой. Это содержание и процесс. Её невозможно продумать до конца. Но от стратегии зависит благополучие организации [24].

По мнению В.Д. Грибова [17] стратегия деятельности предприятия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели – это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности.

Выбор стратегии осуществляет руководство фирмы. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, финансовых возможностей предприятия, квалификации работников, интересов руководства фирмы, состояния экономики в целом.

Таким образом, мы можем сказать, что планирование стратегии на предприятии – одна из важнейших составляющих его успешного развития, а правильно разработанная стратегия – прямой путь к максимизации прибыли и минимизации издержек.