logo search
!Ответы 2006

Особенности маркирования услуг и применения знаков обслуживания.

Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон РФ «О товарных зна­ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения то­варов» предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, ка­кие предъявляются к товарным знакам. Иными словами, обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном ведомстве. Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. В частности, Закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая распространяла бы свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслужива­ния. Различие между ними проходит лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары оп­ределенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, однако, заметить, что на практике указанное различие также нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегист­рирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по клас­су услуг. Наиболее часто так поступают научно-исследовательские организации, которые таким образом индивидуализируют не только проводимые ими исследования и разработки, но и достигнутые ре­зультаты, овеществленные в той или иной форме. В качестве примера можно сослаться на возможность одновременной регистрации обозна­чения по классу товаров «Химические вещества промышленного на­значения» (класс 1) и по классу услуг «Исследования в области хи­мии» (класс 42) и т.п. Поэтому на практике формальным критерием для отнесения обозначения к товарным знакам или к знакам обслужи­вания служит выбор конкретного класса (индекса) Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Для регист­рации обозначения в качестве знака обслуживания оно должно быть заявлено для одного или нескольких классов услуг: «Рекла­ма», «Страхование и финансирование», «Стро­ительство и ремонт», «Связь», «Транспортиро­вание и хранение», «Обработка материалов», «Образование и развлечения», «Разное».