Сущность процесса принятия решения и его структура.
Принятие решений, как и обмен информацией, - это составляющая любой управленческой функции. Решение - это предписание к действию в зависимости от цели решения проблемы. Управленческое решение может рассматриваться как организационный акт, интеллектуальная задача, как один из центральных составляющих процесса управления, важнейшая соединительная лапка между управляющей и управляемой системами.
В процессе управления менеджер оказывается перед необходимостью выбора одного варианта действий из нескольких возможных. Результат такого выбора и является решением, следовательно, управленческое решение - это альтернативное решение.
Теория и практика менеджмента предлагают классифицировать управленческие решения по различным признакам.
На каждом предприятии, в каждой туристической организации процесс разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются спецификой деятельности организации, ее структурой, организационной культурой, опытом руководителей и управленческого персонала и т.д.. Существует общая технология процесса принятия решений, которая предусматривает семь этапов.
Диагностика проблемы чаще обнаруживает две их категории:
- Проблему-ситуацию, когда поставленные цели не решены;
- Проблему - потенциальную возможность.
Этот этап предусматривает установление симптомов затруднений, определение новизны проблемы и ситуации; выяснения причин и источников возникновения проблемы, установление возможных взаимосвязей с другими проблемами, определение полноты и достоверности информации о проблеме, установление возможности решения проблемы. Наконец, определение сущности проблемы позволяет сформулировать конкретную цель (цели) принятия решения.
Второй этап характеризуется определением ограничений для принятия решения (временных, финансовых, трудовых, законодательных, конкуренции и т.д.) и критериев для оценки альтернатив (эффект от реализации решения, степень охвата поставленных целей, минимизация затрат, максимизация прибыли, выполнении решений и т.п.).
На третьем этапе определяются альтернативы (варианты решения). Руководитель, как правило, ограничивает количество вариантов выбора для рассмотрения лишь несколькими, которые являются наиболее приемлемыми. При этом большое значение приобретают опыт и интуиция руководителя. В сложных ситуациях необходимо приглашать экспертов.
Четвертый этап предназначен для анализа и оценки избранных альтернативных вариантов решения по установленным критериям и с учетом определенных ранее ограничений. При оценке сложных решений руководитель с помощью экспертов выявляет преимущества и недостатки каждого из них, возможные общие последствия.
На пятом этапе на основе проведенного анализа проблемы и оценки альтернатив выбирается окончательный вариант решения (альтернатива с наиболее благоприятными последствиями).
На шестом состоянии реализуется (внедряется) решения. Задачей руководителя на этой стадии является организация выполнения решения, которая включает составление плана реализации решения и доведения его, а также самого решения до исполнителей и тех, кого оно касается. Менеджер должен распределить права и ответственность, заинтересовать людей в исполнении решения, при необходимости провести разъяснительную работу.
Завершающим этапом реализации решения является контроль. Главная мста этого состояния - установление обратной связи, определения причин отклонений, внесение (при необходимости) изменений (корректив) в план реализации решения или же решение.
Интерпретацию общего процесса принятия решения в контексте туристической деятельности можно представить в виде последовательных стадий:
• выработка и постановка цели (с которой мстою потенциальный турист хочет совершить путешествие)
• изучение проблемы (какие места он посещал ранее, какие проблемы возникали при этом);
• выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений, разработка вариантов действий (сбор информации о предпочтениях и требования к путешествию)
• выбор варианта (с учетом имеющихся предложений);
• принятие решений (выбор тура);
• доведение решения до выполнения (оформление документов, заказ и оплата тура, заключения договора);
• контроль за выполнением решений (контроль процесса реализации тура).
Управленческое решение охватывает всю совокупность операций, является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практической деятельностью в управляемой системе. Это важнейшее звено отношений управления, связывающий фактор этих двух систем.
Факторы, влияющие на процесс принятия решений включают:
- Среда принятия решения;
- Особенности оценки руководителя, которые определяются его индивидуальной системой ценностей, влияет на способ принятия решения и на его характер. Например, креативный менеджер может предложить тур с насыщенной программой развлечений и отдыха: дайвинг, парашютный спорт, рафтинг; менеджер по консервативным
стилем работы, чтобы избежать недовольства клиентов, предложит стандартный туристический пакет. Поэтому принято различать:
- Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относятся к собственным действиям, выдвигаемых гипотез, и их проверки. Обычно перед принятием решения менеджеры тщательно формулируют исходную мсту и задачи;
- Импульсивные решения принимают менеджеры, которые легко генерируют идеи, но не уделяют много внимания их проверке, оценке, поэтому они оказываются недостаточно обоснованными и надежными;
- Рисковые решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не тщательно обосновывают собственные гипотезы. Это требует значительной уверенности в себе, отсутствия страха перед риском. Чаще всего такие решения принимаются в чрезвычайно критической ситуации;
- Инертные решение является следствием осторожного поиска, когда контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях почти нет оригинальности или новаторства;
- Осторожные решения принимаются после тщательной оценки менеджером всех вариантов. Они даже не столь новые и оригинальные, как инертные.
СТРУКТУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Большая часть проблем, либо не имеет решения, либо имеет несколько решений. Лишь очень немногие проблемы имеют только одно решение.
(Эдмунд Берк )
Выбор курса действий, обеспечивающий получение определенных результатов, находится под влиянием множества определяющих факторов, таких как, например, направление деятельности организации, объем занимаемой рыночной ниши, планы и др. Понятие структуры принятия решений в организации включает в себя определение проблемы, в соответствии с которой проводится поиск вероятных решений. На основе найденных вариантов принимается управленческое решение
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Процесс принятия решения всегда связан с множеством проблем, возникающих при планировании действий по осуществлению хозяйственной деятельности организации. Непонимание характерных проблем может в итоге привести к тому, что возникает ситуация, при которой принимается одно решение, а реализовывается совсем другое. Для того чтобы не возникало подобных ситуаций, руководство организации должно понимать сущность определения проблемы и уметь выявлять факторы, которые оказывают влияние на процесс принятия решения.
ПОНЯТИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ»
В теории менеджмента существуют две трактовки понятия «определение проблемы», которые зависят от вида управления деятельностью организации. Первый вариант трактовки понятия подразумевает под проблемой конкретную ситуацию, при которой осуществляется контроль над достигнутыми результатами. В процессе проведения контроля выясняется, что результаты не соответствуют планам, и в данной ситуации используется вариант управления по рассогласованию, т. е. приведение в соответствие с принятыми планами. Обычно используется в случае количественного управления. Второй вариант понятия «определение проблемы» основан на возникновении потенциальной возможности, которая не используется на практике. Данный вариант имеет второе название – «управление с упреждением».
Второй вариант управления может использоваться только в случае качественного развития организации с применением креативных и новых элементов управления.
В зависимости от того, насколько влиятельны факторы в каждой ситуации, будет приниматься решение, соответствующее этой ситуации.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
На процесс принятия решения по конкретным проблемам в организации всегда оказывает влияние множество факторов, которые возникают как внутри самой организации (внутренние факторы), так и во внешней среде рынка (внешние факторы).
Внешние факторы
Каждое решение в организации принимается только в том случае, когда известны все влиятельные факторы, возникающие во внешней среде. К таким факторам можно отнести политику государства относительно рыночной ситуации, поставщиков, оптовых и розничных посредников. Также особое место в категории внешних факторов занимают конкуренты, поведение которых может негативно отразиться на осуществлении хозяйственной деятельности организации. В зависимости от того, каковы составляющие внешних факторов, будут преобладать те или иные ситуации, а, следовательно, процесс принятия решений будет зависеть именно от основных внешних факторов.
Внутренние факторы
Внутренние факторы содержат в себе не только влияющие факторы, которые возникают внутри самой организации, но и те, что возникают внутри отделов, различных подразделений. Например, знания и приобретенный опыт человека, который принимает непосредственное участие в принятии решений, а также уровень информированности всех участников, ответственных за принимаемые решения, будут влиять на качественную сторону выбора варианта решения. Также к внутренним факторам относят фактор времени, так как от того, насколько хватит времени проанализировать все варианты или только поверхностно изучить некоторые из них, зависит дальнейшая судьба всей деятельности организации. Объем полномочий ответственных сотрудников, личностные характеристики, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а также ораторское искусство сотрудника в полной мере помогут не только сделать правильный выбор, но и поддержать свое решение.
Пругими словами, мнение и поступки каждого сотрудника организации могут оказать существенное влияние на процесс принятия решений.
Необходимость самостоятельного каждодневного принятия решения по многочисленным проблемам и вопросам раскрывает потенциальные возможности человека быть ответственным за свои поступки и планировать деятельность не только небольшого отдела или подразделения, но и всей организации в целом.
2. ПОИСК ВЕРОЯТНЫХ РЕШЕНИЙ
Процесс поиска вероятных решений состоит из основных этапов управленческого решения и этапов поиска. Главной отличительной чертой теории принятия решения является содержание методов, с помощью которых можно обрабатывать количественную и качественную информацию.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Чаще всего используются методы экспертного оценивания вариантов решения проблемы. Сущность экспертного оценивания заключается в повышении профессионализма и эффективности решений, которые принимаются этими специалистами. Общеприняты несколько подходов к процессу принятия решения.
1. Ситуационный подход.
2. Количественный подход.
3. Системный подход и другие подходы.
4. Основные походы состоят их трех блоков.
1. Подготовка управленческого решения;
• получение информации о ситуации;
• прогноз процесса;
• диагностика ситуации;
• выявление проблемной ситуации;
• разработка прогноза развития ситуации;
• постановка проблемы;
• формирование целей.
2. Разработка управленческого решения;
• постановка задачи;
• генерирование альтернативных вариантов;
• отбор основных вариантов управленческих решений;
• разработка сценариев развития ситуации;
• экспертная оценка основных вариантов управленческих решений.
3. Принятие решения, реализация, анализ результата;
• коллективная экспертная оценка;
• принятие решения;
• разработка плана действий;
• контроль реализации плана;
• анализ результатов развития ситуации.
Основные этапы разработки управленческого решения
Анализ проблемы
Для того чтобы принять эффективное решение, необходимо понимать, насколько важен подготовительный процесс, который, в свою очередь, состоит из семи значительных этапов. Весь процесс подготовки, как уже было сказано, состоит из семи этапов, таких как:
• получение информации о сложившейся ситуации на конкретный момент времени;
• проведение анализа данной ситуации;
• выявление всех существующих проблем ситуации, их ранжировка, выбор основной проблемы;
• диагностика основной проблемы;
• прогнозная разработка вероятного развития ситуации;
• постановка проблемы;
• формирование идей по поиску решений относительно данной ситуационной проблемы.
...В большей степени от того, насколько эффективно проведены стадии подготовки, зависит точность принятого решения.
Работа по сбору информации должна проводиться только специалистами, в противном случае, процесс решения проблемы будет изначально неверен.
Получение информации о ситуации
Для того чтобы иметь полное и адекватное представление о ситуации на рынке, необходимо использовать не только количественные, но и качественные данные, которые обеспечиваются экспертными технологиями, а также социологическими опросами.
Диализ полученной информации
Собранную информацию необходимо проанализировать с целью дальнейшего использования. Основной задачей данного этапа является выявление факторов, которые определяют динамику развития ситуации. Первым шагом разбора ситуации должно быть проведение содержательного анализа, затем на качественном уровне выявляются основные моменты ситуации. И только затем определяется динамика вероятного развития ситуации, для этого используют количественные методы анализа. С помощью качественных и количественных методов проведения анализа можно определить не только влияющие факторы, но и их уровень влияния на ситуацию в целом.
Выявление проблемной ситуации
На основе проанализированной информации описывается проблемная ситуация. Также можно определить ее характер, проявившийся под влиянием основных факторов, которые не были учтены прогнозом, или под влиянием личной деятельности сотрудников организации. Такие проблемы практически всегда поддаются корректировке при условии, что были своевременно замечены.
Диагностика проблемы
Главной задачей диагностики ситуации является выявление ключевой проблемы, которая должна стоять первой в очереди на диагностику. На основании проведенного анализа можно определить негативные моменты, которые необходимо ликвидировать или так скорректировать, чтобы уровень отрицательного воздействия снизился. Адекватная диагностика ситуации должна способствовать принятию положительных решений.
Необходимо помнить о том, что прогнозирование ситуации – это сложная и ответственная часть общей работы по принятию управленческого решения.
Разработка прогноза развития ситуации
Прогноз ситуации необходим для того, чтобы управлять всем процессом принятия решения. Для получения достоверного прогноза используются качественные и количественные методы оценки ситуации, однако в сложных ситуациях возможно получение ошибочных данных, так как сотрудники не всегда могут собрать четкую информацию.
Постановка проблемы
Проблема может быть поставлена только в том случае, если собрана вся возможная информация, проведены все возможные аналитические проверки, выявлены влияющие факторы и другие моменты. В процессе постановки проблемы должен быть решен ряд вопросов, которые касаются всей деятельности организации, ее долевого участия на рынке и т. д. После постановки проблемы может быть проведена контрольная диагностика для закрепления точной ее формулировки.
Формирование идей
Чаще всего формирование целей осуществляется руководителем организации, но иногда такая работа выполняется коллективом высшего и среднего управленческого звена. Важное значение приобретает не только сам факт сформированной идеи, но и пути ее реализации, так как разнообразие существующих методов может как оказать помощь, так и негативно отразиться на всей работе.
Разработка управленческого решения
Процесс разработки управленческого решения основан на нескольких этапах, которые должны быть проведены специалистами организации с целью более точного поиска варианта решения поставленной проблемы. Это:
• постановка задачи;
• генерирование альтернативных вариантов решений;
• отбор основных вариантов управленческих воздействий;
• разработка сценариев развития ситуации;
• экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
Формирование идеи часто проводится на основе метода «дерево целей», этот метод разработан для коллективной работы в организации, совокупности всех идей, а также для выбора различных методов сбора и отбора необходимой информации.
Постановка задач
Окончательно задача ставится на основании предварительно рассмотренных и одобренных целей, а, следовательно, соответствующая технология принятия решений должна охватывать следующие элементы: цель, количество и качество объектов, ресурсы, технологии, исполнителей, сроки, а также потребителей, место, экономические, социальные, технические и другие эффекты.
Генерирование альтернативных вариантов решений
Генерирование альтернативных идей подробно описано в третьей главе, здесь же можно сказать только о том, что этот процесс полностью связан с работой профессионалов, которые способны предложить несколько вариантов идей для сложившейся ситуации, в которой находится организация.
Разнообразие методов позволяет использовать все имеющиеся в арсенале современной рыночной экономики методы формирования новых идей.
Отбор основных вариантов управленческих решений
На основе собранных альтернативных вариантов управленческих решений можно провести работу по отбору наиболее жизнеспособного варианта решения. На этой стадии необходимо рассматривать все варианты, так как следует учитывать многие влияющие параметры, например технологическую последовательность действий, разнообразие методов реализаций проекта и т. д. Также желательно учитывать сравнительную оценку каждого варианта по отношению к остальным решениям.
Чаще всего " отбор решений проводится путем исключения сначала самого некачественного и слабого варианта до того момента, когда останется несколько вариантов, обладающих потенциальной конкурентоспособностью.
Разработка сценариев развития ситуации
Главной задачей данного этапа является определение альтернативных вариантов различных изменений, а также расшифровка каждого из сценариев для менеджеров, принимающих окончательное решение. Для этого необходимо использовать как качественные, так и количественные факторы. Чаще всего разработка данного этапа проводится на основе экспертного оценивания и ситуационного анализа.
Экспертная оценка основных вариантов управленческих решений
Данный этап характерен тем, что здесь проводится оценка основных вариантов решении, так как к этому моменту накапливается много информации обо всех вариантах решения. Проводимая оценка решений должна быть основана на оценке альтернативных вариантов и их последующей ранжировке в соответствии с критериями оценочной экспертизы. Часто применяются коллективные оценки вариантов решений, так как мнение нескольких специалистов дает объективную оценку решению, выявляет незамеченные ранее ошибки и недочеты в разработке вариантов.
Принятие решения, реализация, анализ результатов
Данный этап основан на том, что все возможные варианты найдены и нуждаются в оценке с последующей разработкой плана действий по организации контроля, а также для проведения анализа эффективности реализации принятого решения.
Коллективная оценка
В процессе принятия управленческих решений часто используют коллективный метод оценки вариантов решений, суть которого заключается в том, что несколько сотрудников (группа специалистов) высказывают свое мнение относительно каждого представленного на оценку варианта. Таким образом, положительным моментом данного метода оценивания решений является получение разных мнений об одном варианте решения с точки зрения его эффективности, реализации, обоснованности и др. В связи с повышением уровня сложности современной рыночной системы коллективный метод оценки приобретает распространение, учитывая и то, что данному методу уже много лет. Формируя экспертную группу, организации необходимо учитывать все возможные направления действия каждого предложенного на экспертизу варианта решения.
Все данные должны обрабатываться сотрудником организации, который уполномочен принимать окончательные решения относительно выбора варианта.
Следовательно, надо включать в состав экспертной группы по возможности больше специалистов из разных областей производства, но при этом соблюдать оптимальный размер группы.
Ответственное лицо
Все принятые и одобренные экспертной группой варианты решений с обязательной резолюцией направляются к сотруднику организации, который уполномочен принимать окончательно решение относительно каждого варианта.
Принятие окончательного решения включает в себя расчет результата коллективной экспертизы с использованием специальных методов анализа альтернативных вариантов решений, а также обмен дополнительной информацией относительно каждого варианта, сведение к общему знаменателю конфликтных точек зрения по решениям и поиск компромиссных вариантов в случае отсутствия общего мнения.
Разработка плана действий
После того как был выбран конкретный вариант управленческого решения, надо разработать план реализации этого решения. Для этого необходимо определить ресурсы, исполнителей, бюджет и другие важные составляющие плана. В соответствии с происходящими изменениями в рыночной структуре, отражающимися на утвержденном плане, можно вносить коррективы в разные этапы плана.
Контроль
Для получения эффективного результата от реализации утвержденного варианта решения, необходимо проводить постоянный контроль за выполнением каждого этапа плана. Только конструктивный и планомерный контроль может своевременно заметить появление незаметных отклонений на каком-либо этапе процесса. Контроль должен быть организован в разных вариантах в зависимости от характера всей работы, каждого этапа и других значимых факторов. Весь процесс контроля зачастую состоит из нескольких направлений работ по контролированию и выявлению отклонений в работе (например, контроль в финансовой сфере, контроль работы персонала, сотрудничества с внешним миром и т. д.). Взаимодействие контролирующей группы с другими сотрудниками направлено на повышение эффективности процесса реализации утвержденного решения, а также выявление и внесение своевременных изменений в процессе работы.
Очень важным моментом является существование обратной связи на протяжении всего процесса реализации решения, так как только путем обмена оперативной информацией можно своевременно внести соответствующие коррективы в план.
Анализ результатов
Весь процесс реализации решения и его составляющие этапы должны быть проанализированы с целью соответствия утвержденному плану и выявления изменений. Данный этап проведения анализа результатов важен как в общем плане, так и на каждом этапе процесса. Постоянный контроль позволяет своевременно определять изменения всех сторон процесса, делать соответствующие выводы и принимать верные решения для каждого конкретного случая.
Цель проведения анализа результативности состоит в том, чтобы иметь оперативные санные о состоянии работы на каждый конкретный момент времени.
ЭТАПЫ ПОИСКА
Несмотря на то что по каждой проблеме принимается решение в индивидуальном порядке, общий процесс принятия решений в организации можно считать непрерывным. Объяснение этому факту простое: каждое решение по отдельно взятому отделу может быть разовым, но из этих разовых решений складывается общий непрерывный процесс. Процесс принятия решения можно разделить на три этапа:
• обдумывание;
• проектирование вариантов решения;
• выбор решения.
Процесс принятия решений необходимо рассматривать как некий планомерный, логический процесс.
Этапы поиска решений
Представленные три этапа являются базовой моделью Саймона, которая была разработана на уровне психологии, ее смысл заключается в том, что человек, не осознавая или просто не зная об этой модели, использует все три этапа для того, чтобы принять решение по конкретной ситуации. Главное предназначение модели состоит в том, что автор смог обобщить все существующие модели и выделить единую основу, которая и послужила созданию трех этапов принятия решений.
Поэтапное прохождение модели Саймона позволяет в итоге выбрать наиболее оптимальный вариант решения, так как каждый из этапов, в свою очередь, состоит из определенного количества шагов, а такая модель позволяет более структурированно разобрать суть проблемы.
Обдумывание
Принятие решения всегда начинается с процесса обдумывания проблемы, ее структурирования и деления на более мелкие составные части для того, чтобы качественнее и быстрее найти наиболее приемлемый вариант решения проблемы. Осмысление проблемы начинается с того, что в определенный момент времени человек интуитивно ощущает возникший дискомфорт, который становится основой выявления проблемы. Следующим шагом этапа обдумывания проблемы является определение суммы критериев, которые должны характеризовать необходимое искомое решение. В некоторых случаях критерии могут подвергаться пересмотру и видоизменению в зависимости от сложившейся ситуации на определенный момент времени. Если результаты считаются неудовлетворительными, то всегда есть возможность в план действий по реализации варианта решения внести корректирующие поправки.
торой этап процесса поиска оптимального варианта решения возникшей проблемы заключается в том, чтобы разработать как можно больше возможных вариантов решения. Каждый вариант должен быть максимально приближен к принятым на предыдущем этапе критериям. Ценность данного этапа состоит в том, что проектирование вариантов помогает найти незаметные моменты, которые в дальнейшем могут оказать ощутимое влияние на окончательно принятое решение.
После того как человек понял, что проблема имеет место быть, он подсознательно старается представить эту проблему в словесной форме, т. е. сформулировать как всю проблему в целом, так и ее составные части для конструктивного поиска решения.
Процесс проектирования поможет своевременно внести в критерии необходимые изменения для поиска оптимального решения возникшей проблемы.
Выбор решения
Заключительным этапом поиска вероятных решений является выбор конкретного решения из общей массы представленных на рассмотрение вариантов. Процесс выбора состоит из двух шагов, первым шагом является оценка всех вариантов, а вторым шагом – непосредственный выбор лучшего или нескольких лучших вариантов решения. В случае, когда сделать выбор невозможно, предусмотрен вариант возврата на определенный этап или шаг этапа для внесения изменений с целью нового проведения поиска решения. Например, если выбранный вариант решения не соответствует всем заявленным критериям или выбор сделать невозможно, можно вернуться на этап обдумывания (на третий шаг), соответствующий определению критериев, пересмотреть принятые критерии, внести изменения в соответствии с полученными вариантами и желаемым конечным результатом.
Затем пройти весь процесс поиска по готовым шагам. Эта схема удобна тем, что всегда есть возможность вернуться с любого этапа назад по принципу алгоритма.
3. ВЫБОР
Делая окончательный выбор оптимального решения по существующей проблеме, организация должна учитывать все возможные нюансы, которые потенциально могут оказывать влияние на весь процесс принятия решения. На процесс принятия решения влияет множество ситуаций, например открытые обстоятельства, когда все факты известны и видимы без особых усилий. Такой фактор как равнозначность условий вариантов усложняет процесс выбора варианта, но при последовательном ведении этого процесса вероятность верного выбора велика. Кроме того, огромное влияние могут оказывать политические факторы, например складывающаяся политическая ситуация не была учтена в плане реализации решения, следовательно, могут возникнуть отрицательные факторы. Иногда необходимый результат не может быть достигнут вследствие нехватки ресурсов. В процессе выбора оптимального решения следует осторожно пользоваться мнением сторонних сотрудников, но практический опыт и накопленные знания могут оказаться полезными.
В разных ситуациях решения принимаются соответственно возникающей проблеме, однако необходимо помнить о том, что поиск практически всех решений проводится по вышеописанной модели Саймона.
4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям:
• эффективность;
• оптимальность;
• реализуемость.
Признаки управленческих решений:
• существование цели;
• наличие альтернатив;
• волевой акт.
Кроме того, присутствует ряд специфических особенностей:
• высокие затраты финансовых и материальных ресурсов на разработку и реализацию управленческих решений;
• консолидация коллектива после выполнения задачи;
• высокая ответственность за принятые решения.
К основным проблемам принятия управленческих решений можно отнести:
• ограниченность сроков;
• частую смену условий;
• нехватку информации;
• рутину и другие проблемы.
- Общие законы организации.
- Pest-анализ.
- Swot-анализ.
- Англо-американская модель управления.
- Внешняя среда организации: характеристика, особенности, учет факторов в управлении.
- Делегирование полномочий в системе управления организацией.
- Делегирование полномочий.
- Деловая карьера менеджера.
- Информационные технологии в управлении
- Корпоративная социальная ответственность.
- Корпоративные конфликты в компании и пути их разрешения.
- Логистическое управление в менеджменте.
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление).
- Менеджмент качества и его основные особенности.
- Менеджмент ценных бумаг в оао
- Методы аттестации персонала.
- Методы морального стимулирования персонала.
- Немецкая модель управления.
- Общие законы организации.
- Основные внутренние переменные организации по м.Мескону, а.Альберту, ф.Хедоури
- Структура
- Технология
- Основные организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Основные функции менеджмента.
- Особенности корпоративного управления в России.
- Оценка эффективности управления организацией.
- Планирование как функция управления в менеджменте.
- Проблемы стратегии и тактики антикризисного управления.
- Процесс осуществления управления организацией.
- Процессы организации.
- Процессы управления проектами.
- Работа в командах и факторы ее эффективности.
- Ролевые функции менеджера (по Минцбергу).
- Роль лидерства в системе менеджмента.
- Самомаркетинг.
- Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
- Система коммуникаций в структуре управления.
- Системный подход как метод управления.
- Содержательные и процессуальные теории мотивации в менеджменте.
- Создание команд в организации и управление ими.
- Социально-психологические методы управления организацией.
- Стили лидерства в управлении организацией.
- Стили управления менеджера
- Сущность процесса принятия решения и его структура.
- Теории «х» и «у» МакГрегора.
- Теория мотивации а.Маслоу
- Теория социальной справедливости Адамса
- Типы и виды организационных структур: особенности управления.
- Управление жизненным циклом продукции (услуг, работ) предприятия.
- Управление конфликтами в менеджменте.
- Управление собственным временем.
- Управление собственным имиджем.
- Управление социально-психологическим климатом коллектива
- Учет и контроль в менеджменте.
- Формирование стратегических целей и стратегий организации.
- Цели и виды социальных организаций.
- Экономические методы управления организацией.
- Экономические методы управления персоналом.
- Этапы организационного проектирования.
- Этика социальной и корпоративной ответственности.
- Японская модель управления.