1.1 Понятие и значение SWOT-анализа
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает "Сила", "Слабость", "Возможности", "Угрозы". С 1960-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз. как правило, SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке в (приложении 2), так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Матрица SWOT
возможности |
угрозы |
||
сильные стороны |
СИВ |
СИУ |
|
слабые стороны |
СЛВ |
СЛУ |
В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы. Информация представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз. Также, в процессе выполнения SWOT-анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT-анализа представлены в таблицах 1.2 - 1.4.
Таблица 1.2 - Матрица возможностей
вероятность использования возможностей |
влияние |
|||
сильное |
умеренное |
малое |
||
высокая |
ВС |
ВУ |
ВМ |
|
средняя |
СС |
СУ |
СМ |
|
низкая |
НС |
НУ |
НМ |
Таблица 1.3 - Матрица угроз
вероятность использования возможностей |
влияние |
||||
разрушение |
критическое состояние |
тяжелое состояние |
легкие ушибы |
||
высокая |
ВР |
ВК |
ВТ |
ВЛ |
|
средняя |
СР |
СК |
СТ |
СЛ |
|
низкая |
НР |
НК |
НТ |
НЛ |
Таблица 1.4 - Составление профиля среды
фактор среды |
важность для отрасли A |
влияние на организацию B |
направление влияния C |
степень важности D=A*B*C |
|
1 2 3 … |
В таблице 1.5 приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.
В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития SWOT-анализа:
- отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.
- учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
- разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
Таблица 1.5 - Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа
Показатели внешней среды |
Показатели непосредственного окружения |
Показатели внутренней среды компании |
|
Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. |
Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон Рынок рабочей силы |
Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы Организация управления Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки Финансы фирмы Маркетинг Организационная культура |
SWOT-анализ применяется для:
- анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.
- планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.
- конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах. 11 Бусыгин А.В. Эффективный стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Финпресс, 2007. С. 110
- Введение
- 1. Теоретические аспекты сущности и специфики SWOT-анализа
- 1.1 Понятие и значение SWOT-анализа
- 1.2 Основные параметры SWOT-анализа
- 1.3 Методология проведения ситуационного анализа, матрицы SWOT-анализа
- 2. Методика составления SWOT-анализа на предприятии ООО «ПК»
- 2.1 Характеристика ООО «ПК»
- 2.2 Исследование внутренней среды
- 2.3 Формирование матрицы SWOT-анализа
- Заключение
- 1. Методы анализа в стратегическом менеджменте.
- Метод swot-анализа.
- Метод swot- анализа.
- Тема 14. Методы исследования конкурентных преимуществ с помощью swot-анализа
- Тема 4. Конкретные методы исследований в менеджменте
- 38. Swot- анализ как метод стратегического менеджмента
- 9.1 Swot-анализ, как метод исследования
- 42. Swot-анализ как метод стратегического менеджмента
- 13. Метод swot-анализа
- Методы анализа в стратегическом менеджменте