logo
ИСУ

Метод swot-анализа.

Особой разновидностью экспертного метода является метод SWOT-анализа. Этот метод широко используется в современной практике исследования систем управления и стратегического менеджмента. Его название – это аббревиатура следующих английских слов: сильные, слабые стороны, возможности, угрозы.

Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации, определения её сильных сторон, недостатков, возможностей и угроз.

Методология SWOT-анализа может использоваться в качестве универсальной. В результате анализа проявляется картина соотношений сильных и слабых сторон организации, возможностей и опасностей, которая подсказывает как следует изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать угрозы и недостатки возможностями и сильными сторонами.

Матрица SWOT-анализа строится на 2-х векторах: состояние внешней среды – горизонтальная ось и состояние внутренней среды – вертикальная ось. Каждый вектор разбивается на 2 раздела – уровня состояния:

1. возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;

2. сила и слабость потенциала фирмы.

На пересечении 4 поля (квадранта) складываются следующие группы ситуаций:

1) Поле SO– сила возможности: фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставленных возможностей. Если в целом по некоторым возможностям позиции фирмы очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования.

2) Поле ST– сила угрозы: фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать предоставляющиеся возможности. Также рассматриваются стратегии развития потенциала.

3) Поле WT– слабость угрозы – это наихудшее состояние для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.

4) Поле WT– слабость возможности: руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.

Распределение факторов по этим квадратам не всегда является лёгким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные и слабые стороны объекта.

Кроме того, в одной ситуации фактор может выглядеть достаточным, в другой недостаточным. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости. Это обстоятельство необходимо учитывать. Один и тот же фактор можно размещать в нескольких квадратах, если трудно однозначно определить его место.

Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы концентрация факторов подсказала пути решения проблемы.

Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это IэтапSWOT-анализа.

На IIэтапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны.

Одновременно необходимо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей (угроз). Такой анализ показывает насколько вероятен кризис. Полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей.

В ИСУ предметом этого метода м.б. проблемы развития управления, например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, коммуникации, информационное обеспечение, организационное поведение, мотивация. Использование подготовленных специалистов позволяет повысить эффективность этих методов.

В качестве примера можно рассмотреть, что можно отнести к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия и выделить возможности и угрозы.

S:

oустойчивые связи с потребителями и поставщиками;

oразмер производственных помещений;

oмалая доля расходов на оплату труда в общих затратах;

oналичие технологических НОУ-ХАУ.

Недостатками предприятия м.б. (W):

oвысокие накладные расходы;

oнеэффективная система управления;

oустаревшая технология;

oморально устаревшие виды продукции;

oвысокие транспортные расходы.

О:

oзаконодательная поддержка федерального или муниципального органа исполнительной власти;

oинтерес инвестиционных фондов;

oнеудовлетворённость сектора потребительского рынка.

Т:

oдействия конкурентов;

oинфляция;

o изменения налоговой системы;

oбанкротство поставщиков и покупателей.