logo
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

42. Swot-анализ как метод стратегического менеджмента

SWOT – анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее сил и слабости), а также внешних возможностей и угроз. SWOT – анализ состоит из четырех этапов

На первом этапе исследования компания составляет список слабых и сильных сторон. Сила – в чем компания преуспела (наличие финансовых ресурсов, хорошую репутацию в глазах потребителя, хорошо продуманные функциональные стратегии, низкие издержки, наличие технологий защищенных правом собственности, лидерство «по кривой опыта», совершенство управления, хорошо организованную рекламу, отлаженную систему обновления выпускаемой продукции), слабость – отсутствие чего-то важного для функционирования или то что не удается компании (по сравнению с другими: отсутствие четкой стратегии, устаревшие производственные мощности слабое, неопытное руководство, отставание в области научных исследований и опытно – конструкторских разработок) или нечто ставящее ее в неблагоприятные условия.

На втором этапе исследования компания составляет список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде. Возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными изменяясь от очень привлекательных до интересующих фирму в последнюю очередь.

На третьем этапе исследования определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавится от слабости, так и попытаться преодолеть нависшую над ней угрозу.

На четвертом этапе оценивается значимость факторов и их влияния на формирование стратегии в целом.

SWOT – анализ очень похож на составление «стратегического баланса»: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а её слабые стороны – пассивы. При разработке стратегии необходимо нацелить ее на использование перспектив, соответствующих возможностям компании, и обеспечение защиты от внешних угроз. При этом нужно необходимо помнить, что неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент, в то время как предотвращенная угроза может открыть перед фирмой дополнительные возможности.

SWOT – анализ дает понять:

Имеет ли компания сильные стороны или главные достоинства, на которых могла бы основаться бы основываться стратегия.

Дают ли слабые стороны компании уязвимой её в конкурентной борьбе или лишают ли они компанию возможности использовать определенные перспективы отрасли?

Какие возможности отрасли должна использовать компания со своими ресурсами и опытом, чтобы реально рассчитывать на удачу. Какие возможности отрасли являются наилучшими с точки зрения фирмы?

Каких угроз больше всего должно опасаться руководство, и к каким стратегическим изменениям оно должно прибегнуть, чтобы обеспечить надежную защиту.

Если руководство компании не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую положению фирмы. Таким образом,SWOT – анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения. Матрица SWOT

Первый квадрант показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов.

Второй – описывает, есть ли у фирмы возможность приспособиться к рыночным условиям, или как она может, используя свои сильные стороны (компетенции и навыки) противостоять угрозам внешней среды.

Третий квадрант – показывает можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости.

Четвертый представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос: что мешает предприятию развиваться и достигать целей, выявленный в квадранте 1.

3) После провидения анализа ситуации переходит к формулированию целей деятельности организации. Они в основном касаются таких показателей как прибыль, объем реализации, доля рынка и уже могут быть определены количественно.

Далее концентрируются на способах достижения поставленных целей, определяющих стратегию деятельности организации. Метод согласования целей и путей их достижения получил название GAP-анализ или анализ стратегического разрыва. Здесь, как и в случае SWOT-анализа присутствуют два сопоставимых фактора – цель фирмы и стратегия ее достижения. Стратегия не только показывает путь достижения целевого ориентира, но и предполагает наличие необходимых ресурсов (инвестиций) для его достижения. Разные стратегии – разные затраты.