logo
Менеджемент как наука управления людьми

1.2.2.Основные типы организационных структур

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функцианирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяет также как форма разделение кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижением намеченных целей. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, специалисты, выполняющие определенные обязанности. Различают два направления специализации элементов ОСУ:1-в зависимости от состава структурных подразделений организации;2-исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления.

В структуре управления организаций различаются линейные и функциональные отношения.

Линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненным.

Функциональные отношения - это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации.

Отношение управленческого аппарата.- Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий, Должности обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов (например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы по поручению начальника управления, выражая волю и желания последнего; в этом случае помощник осуществляет полномочия, которым обладает начальник управления). Преимущество: это хороший метод обучения и подготовки будущих руководителей. Недостаток: помощники руководителей зачастую превышают свои полномочия.

Литеральные отношения могут быть двух категорий: коллегиальные (отношение между служащими одного отдела, подчиненными одному начальнику) и параллельные (отношения которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между служащими, занимающими одинаковое положения в организации).

Анализ взаимоотношения между различными должностями, постами показывает, что существует пять типов организационных структур.

1.Линейная организация управления. Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия-прямые (линейные) - идут от высшего звена управления к низшим (рис 2.2.).

2

Рис.2.2. «Линейные отношения.»

Преимущество линейной организации - ответственность, установление обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.

Недостатки - негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственность, что может привести к стрессу и плохому управлению.

2.Функцианальная организация представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. п. В этом случае указания поступают от компетентных специалистов, групп специалистов (рис.2.3).Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в

2

Рис.2.3. «Функциональная структура управления.»

какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется редко.

3.Линейно-функциональное построение организации - наиболее распространенный подход. В данном случае линейное управление подкрепляется специалистами вспомогательными службам (рис.2.4). Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.

Среди недостатков линейно - функционального построения - разногласие между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие разногласия могут выразиться в неправильном толковании полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям.

2

Рис.2.4. « Линейно-функциональная структура управления.»

4.Матричная система построения организации предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над специальным проектом. Она характерна тем, что исполнитель может иметь двух или более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно - функцианальную схему.

5.Построение организации с использованием комиссий. Управленческому аппарату оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий, что имеет место сегодня в системе больничного обслуживания. Очень часто комиссия имеет нижестоящею организацию, через которую и осуществляется управление.