2.1.2.Планирование потребности в трудовых ресурсах
Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентной продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства.
Планирование персоналом по существу есть процесс определение потребностей организации в кадрах. Для удобства можно считать, что процесс планирования включает в себя три этапа:
1) оценка наличных ресурсов;
2) оценка будущих потребностей;
3) разработка программы удовлетворения будущих потребностей.
Важная задача менеджера по персоналу или руководителя - оптимизировать процессы подбора персонала, сделать их максимально эффективными и низко затратными, из потери качества. Процесс подбора персонала необходимо начинать с нормирования труда, анализа трудозатрат и эффективности использования рабочего времени. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели.
Определение потребности в персонале - одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественная потребность- потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Она расчитывается исходя из:
- профессионально - квалифицированого деления рабочих, зафиксированных в производственно- технологической документации на рабочий процесс;
- требования к должностным и рабочим местам, записанных в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
- штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
- документации, регламентирующей различные организационные технические процессы с выделением требованием по профессиональному - квалификационному составу исполнителей.
Задача определения количественной потребности в персонале сводиться как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период. В управленческой теории и практике при определении количественной потребности в персонале применяются следующие методы:
- метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса;
- метод расчета по нормам обслуживания;
- метод расчета по рабочим местам и нормативной численности.
Прогнозирование потребностей в персонале организации ряда методов. Понятно, что независимо от используемого метода прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата. Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на суждениях (метод Дельфи), либо на использовании математики (метод экстраполяции: перенисенее сегодняшнего положения фирмы в будущее).
Один из методов определения потребности в кадрах заключается в оценке штатных расписаний организации, анализе стоящих задач (анализ затрат времени) Формула расчета общей потребности в кадрах имеет следующий вид: ПК= (Qi · ti / НРВ · 60) · ПВ ,
где Qi -количество рабочих операций в плановом периоде;
ti -затраты времени на единицу продукции, мин;
НРВ -нормативное (тарифное) рабочее время планового периода, ч;
ПВ - потери времени с учетом перерывов, отпусков, болезни.
- Введение
- Глава 1. Основные понятия в менеджменте как науки управления людьми
- 1.1.1.Понятие принципов управления
- 1.1.2.Общие принципы управления
- 1.2.Уровни управления персоналом и основные типы организационных структур
- 1.2.1. Уровни управления персоналом
- 1.2.2.Основные типы организационных структур
- 1.3. Функции управления
- 1.3.1. Сущность и содержание функций управления
- Глава 2.Основы управления персоналом и личный вклад руководителя
- 2.1.Управление персоналом (людьми)
- 2.1.1.Цели и функции управления персоналом
- 2.1.2.Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 2.1.3.Методы поиска персонала
- 2.1.4.Способы оценки персонала и прием на работу
- 2.1.5.Повышение квалификации персонала
- 2.2. Руководство в организации
- Заключение
- От функционального к процессному управлению
- Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории, законы. Взаимодействие экономики и права.
- 33. Современные концепции, школы и методы менеджемента
- Гуру менеджемента - Фредерик Тейлор
- Тема 16. Політичний менеджемент.
- 1.4. Ограниченность позитивизма в процессе управления
- Проблема человека в науке.
- 2. Нововведение как объект управления.