Факторы, вызывающие стресс
Организационные | Личностные |
Перегрузка Конфликт ролей Неопределенность ролей Неинтересная работа
| Уход на пенсию Свадьба (развод) Привлечение по суду Увольнение с работы Наказание (выговор) Смерть близкого Переход на другую работу Потеря вложенных в банк средств и т.п. |
Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь.
Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают такие ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения.
Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие.
Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы — из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п.
Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс.
Чтобы управлять другими и достигать при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, необходимо:
-
оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы;
-
разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, надо объяснить им, почему она имеет такое важное значение, и установить приоритеты в их работе;
-
четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
-
использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
-
обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
-
выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. С помощью опросника К.Н.Томоса (см. приложение 7) определите типичные способы реагирования на конфликтные ситуации.
2. Определите природу и тип известного вам конфликта (причины, объект и субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.
3. Обсудите с коллегой запомнившийся вам конфликт. Оцените правильность своего поведения в разрешении конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил ваш оппонент?
- Менеджмент туризма
- Предисловие
- 1.1.1. Определение туризма
- Домашнее задание
- 1.1.2. Типы туристов
- 1.1.3. Виды и формы туризма
- Международный
- Домашнее задание
- 1.1.4. Туристское предложение
- Туристское предложение
- Домашнее задание
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента
- 1.2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме
- 1.2.2. Первый (древний) период
- 1.2.3. Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)
- 1.2.4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)
- 1.2.5. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. По настоящее время)
- 1.2.6. Основные школы и концепции менеджмента1 школа научного управления
- Школа менеджмента
- Количественная школа управления
- 1.2.7. Развитие менеджмента в России1
- Домашнее задание
- 1.3. Особенности туризма как объекта управления
- 2.1.1. Экономика
- Воздействие экономики на туризм
- Воздействие туризма на экономику
- 2.1.2. Экология и туризм
- 2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма
- 2.1.4. Влияние политики на развитие туризма
- 2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма
- 2.2. Туристские регионы, организации и предприятия
- 2.2.1. Туристский регион
- 2.2.2. Туристские организации
- 2.2.3. Туристские предприятия
- Признаки различия туристских предприятий
- 2.3. Структура управления туризмом
- 2.3.1. Понятие структуры управления
- 2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации
- 2.3.3 Типы организационных структур
- 2.3.4. Формальная и неформальная организации
- 2.3.5. Проектирование организационных структур
- 3.2. Характеристика основных функций менеджмента
- 3.2.1. Функция планирования
- Туристский образ региона а (график условный)
- 3.2.2. Организационная функция
- 3.2.3. Мотивация как функция управления
- 3.2.4. Функция контроля
- 3.3. Принципы
- 3.3.1. Общие принципы управления
- 3.3.2. Частные принципы управления
- 4.2. Организационно-административные методы управления
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4. Социально-психологические методы управления
- 4.5. Самоуправление
- 5.1.2. Характеристика стилей управления
- Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
- 5.2. Управленческая решетка грид
- 5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)
- Поведенческие (бихевиористские) элементы
- 5.4. Характеристика действий менеджера в системе грид
- 5.5. Дополнительные стили управления
- 6.2. Власть и личное влияние
- 6.3. Авторитет менеджера
- Вопросы для повторения
- Управленческие решения
- 7.1. Содержание и виды управленческих решений
- 7.2. Процесс принятия решений
- 7.3. Методы принятия решений
- 7.4. Индивидуальные стили принятия решений
- 7.5. Условия эффективности управленческих решений
- 7.6. Организация и контроль за исполнением решений
- Вопросы для повторения
- Управление персоналом туристской фирмы
- 8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы
- 8.3. Планирование потребности в персонале
- 8.4. Подбор персонала
- Источники информации при отборе персонала
- 8.4.1. Рынки рабочей силы
- Критерии оценки сотрудников
- Преимущества и недостатки подбора персонала внутри организации и извне
- Способы подбора персонала
- 8.5. Оценка и прием на работу
- 8.5.1. Методы оценки персонам
- Оценка труда претендента
- 8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)
- Значение характерологических признаков руководителя коллектива
- 8.5.3. Прием на работу
- 8.6. Движение и профессиональное развитие персонала
- 8.6.1. Текучесть кадров
- 8.6.2. Профессиональное развитие персонам
- Степень развития личных качеств работника
- Формы обучения (внедрение в учебный процесс активных форм обучения)
- Вопросы для повторения
- 9.2. Основные направления рациональной организации труда
- Комплексный план рациональной организации труда менеджера
- 9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности
- 9.4. Культура управленческого труда
- Вопросы для повторения
- Искусство общения
- 10.1. Значение делового общения
- 10.2. Формы общения
- 10.4. Подведение итогов делового общения
- Вопросы для повторения
- 11.1.2. Классификация деловых совещаний
- 11.1.3. Организация проведения деловых совещаний
- 11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний
- 11.2. Деловые переговоры
- 11.2.1. Подготовка деловых переговоров
- 11.2.2. Проведение переговоров
- 11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров
- 11.2.4. Анализ деловых переговоров
- 11.2.5. Условия эффективности переговоров
- Вопросы для повторения
- 12.2. Типы конфликтов
- 12.3. Причины конфликтов
- 12.4. Методы разрешения конфликтов
- 12.5. Природа и причины стресса
- Факторы, вызывающие стресс
- Вопросы для повторения
- 13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме1
- 13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания
- 13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма
- Оценка экономической эффективности туризма
- 13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом
- Виды косвенных и бюджетных издержек
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма
- 13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма
- 13.3.2. Эффективность управленческих решений
- 13.3.3. Эффективность управления персоналом
- Вопросы для повторения
- Приложение 1 (к главе № 1) Основные управленческие категории туризма
- Приложение 2 (к главе № 6) Тест для менеджеров «Комплекс предчувствия угрозы своему авторитету»
- Приложение 3 (к главе № 6) Вы как менеджер
- Приложение 4 (к главе № 5) Деловая игра «Менеджер»1
- Сравнительный анализ управленческих ценностей (пример условный)
- Уровень организационной культуры (пример условный)
- Фактический уровень организационной культуры
- Пример заполнения ответов по фильму «Гараж» (основной тип — 1, запасной — 2)
- Правильные ответы на задание по фильму «Гараж»
- Приложение 5
- Тест «Почтовая корзина (выбор вариантов)»1
- Ситуация
- Приложение 6
- (К главе № 8)
- Деловая игра «Лидер»
- Введение
- Описание работы менеджера Общие сведения о профессии
- Условия труда
- Требования и аспекты оценки претендентов
- Рекомендации к деловой игре «Лидер»
- Управление
- Оценка результатов труда «Руководящий работник»
- Должностная инструкция менеджера по кадрам1 Общие положения
- Примеры работ
- Квалификационные требования
- Приложение 7 (к главе № 12)
- Литература
- Глава 6
- 1.1. Основные понятия 7
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента 22
- Глава 51
- Глава 260
- Глава 291
- Глава 303
- Глава 323
- Глава 339