2.3.3 Типы организационных структур
В управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.
Линейная организационная структура управления. Линейные связи в организации отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, т.е. лица, полностью отвечающего за деятельность, как правило, небольшой организации или ее структурных подразделений (в крупной организации). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления (рис. 2.15).
Рис. 2.15. Линейная структура управления предприятием
Как видно из рисунка, при линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых ими объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям минуя их непосредственного начальника, поскольку тот, другой, — начальник «моего» начальника.
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, вида оказываемых услуг.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и свои недостатки (табл. 2.2).
Таким образом, линейная структура управления наряду с преимуществами имеет ряд серьезных недостатков, которые в определенной степени могут быть устранены функциональной структурой.
Таблица 2.2
Преимущества и недостатки линейной структуры управления
Преимущества | Недостатки |
единство и четкость распоря- дительства согласованность действий ис- полнителей простота управления (один канал связи) четко выраженная ответственность оперативность в принятии решений личная ответственность руко- водителя за конечные результаты деятельности своего подразделения | высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, что- бы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами затруднительные связи между инстанциями концентрация власти в управляющей верхушке |
Функциональная организационная структура управления. Функциональные связи в структуре управления осуществляются по линии движения информации и управленческих решений строго по функциям управления. Это значит, что функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. В организации специалисты одного профиля объединяются, как правило, в специализированные структурные подразделения (отделы) — например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией, начиная со среднего уровня, делится по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления (рис. 2.16).
Рис. 2.16. Функциональная структура управления организацией
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает для исполнителей двойное подчинение.
Как видно из рис.2.16, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование, контроль и т.д.). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и свои недостатки (табл. 2.3).
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.
Линейно-функциональная структура организации. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей в организации данного типа состоит в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.
Таблица 2.3
Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
Преимущества | Недостатки |
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функции освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций уменьшение потребности в специалистах широкого профиля | чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами появление тенденций чрезмерной централизации длительная процедура принятия решений относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения |
При разработке конкретных планов руководителю помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.). В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Главная задача линейных руководителей — координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб — исполнителей (рис. 2.17). Иными словами, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Рис. 2.17. Схема линейно-функциональной структуры управления
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные и отрицательные моменты (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры
Преимущества | Недостатки |
более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем возможность привлечения консультантов и экспертов | отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между производственными отделениями недостаточно четкая ответственность, так как тот, кто готовит решение, как правило, не участвует в его реализации чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления, т.е. существует тенденция к чрезмерной централизации |
Встречающиеся в классическом менеджменте иные типы организационных структур управления предприятием не типичны для системы туризма, поэтому автор адресует интересующихся этим вопросом к другим литературным источникам (Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992; Воробьев Л.А. Основы управления производством. Мн., 1998).
- Менеджмент туризма
- Предисловие
- 1.1.1. Определение туризма
- Домашнее задание
- 1.1.2. Типы туристов
- 1.1.3. Виды и формы туризма
- Международный
- Домашнее задание
- 1.1.4. Туристское предложение
- Туристское предложение
- Домашнее задание
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента
- 1.2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме
- 1.2.2. Первый (древний) период
- 1.2.3. Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)
- 1.2.4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)
- 1.2.5. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. По настоящее время)
- 1.2.6. Основные школы и концепции менеджмента1 школа научного управления
- Школа менеджмента
- Количественная школа управления
- 1.2.7. Развитие менеджмента в России1
- Домашнее задание
- 1.3. Особенности туризма как объекта управления
- 2.1.1. Экономика
- Воздействие экономики на туризм
- Воздействие туризма на экономику
- 2.1.2. Экология и туризм
- 2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма
- 2.1.4. Влияние политики на развитие туризма
- 2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма
- 2.2. Туристские регионы, организации и предприятия
- 2.2.1. Туристский регион
- 2.2.2. Туристские организации
- 2.2.3. Туристские предприятия
- Признаки различия туристских предприятий
- 2.3. Структура управления туризмом
- 2.3.1. Понятие структуры управления
- 2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации
- 2.3.3 Типы организационных структур
- 2.3.4. Формальная и неформальная организации
- 2.3.5. Проектирование организационных структур
- 3.2. Характеристика основных функций менеджмента
- 3.2.1. Функция планирования
- Туристский образ региона а (график условный)
- 3.2.2. Организационная функция
- 3.2.3. Мотивация как функция управления
- 3.2.4. Функция контроля
- 3.3. Принципы
- 3.3.1. Общие принципы управления
- 3.3.2. Частные принципы управления
- 4.2. Организационно-административные методы управления
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4. Социально-психологические методы управления
- 4.5. Самоуправление
- 5.1.2. Характеристика стилей управления
- Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
- 5.2. Управленческая решетка грид
- 5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)
- Поведенческие (бихевиористские) элементы
- 5.4. Характеристика действий менеджера в системе грид
- 5.5. Дополнительные стили управления
- 6.2. Власть и личное влияние
- 6.3. Авторитет менеджера
- Вопросы для повторения
- Управленческие решения
- 7.1. Содержание и виды управленческих решений
- 7.2. Процесс принятия решений
- 7.3. Методы принятия решений
- 7.4. Индивидуальные стили принятия решений
- 7.5. Условия эффективности управленческих решений
- 7.6. Организация и контроль за исполнением решений
- Вопросы для повторения
- Управление персоналом туристской фирмы
- 8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы
- 8.3. Планирование потребности в персонале
- 8.4. Подбор персонала
- Источники информации при отборе персонала
- 8.4.1. Рынки рабочей силы
- Критерии оценки сотрудников
- Преимущества и недостатки подбора персонала внутри организации и извне
- Способы подбора персонала
- 8.5. Оценка и прием на работу
- 8.5.1. Методы оценки персонам
- Оценка труда претендента
- 8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)
- Значение характерологических признаков руководителя коллектива
- 8.5.3. Прием на работу
- 8.6. Движение и профессиональное развитие персонала
- 8.6.1. Текучесть кадров
- 8.6.2. Профессиональное развитие персонам
- Степень развития личных качеств работника
- Формы обучения (внедрение в учебный процесс активных форм обучения)
- Вопросы для повторения
- 9.2. Основные направления рациональной организации труда
- Комплексный план рациональной организации труда менеджера
- 9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности
- 9.4. Культура управленческого труда
- Вопросы для повторения
- Искусство общения
- 10.1. Значение делового общения
- 10.2. Формы общения
- 10.4. Подведение итогов делового общения
- Вопросы для повторения
- 11.1.2. Классификация деловых совещаний
- 11.1.3. Организация проведения деловых совещаний
- 11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний
- 11.2. Деловые переговоры
- 11.2.1. Подготовка деловых переговоров
- 11.2.2. Проведение переговоров
- 11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров
- 11.2.4. Анализ деловых переговоров
- 11.2.5. Условия эффективности переговоров
- Вопросы для повторения
- 12.2. Типы конфликтов
- 12.3. Причины конфликтов
- 12.4. Методы разрешения конфликтов
- 12.5. Природа и причины стресса
- Факторы, вызывающие стресс
- Вопросы для повторения
- 13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме1
- 13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания
- 13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма
- Оценка экономической эффективности туризма
- 13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом
- Виды косвенных и бюджетных издержек
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма
- 13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма
- 13.3.2. Эффективность управленческих решений
- 13.3.3. Эффективность управления персоналом
- Вопросы для повторения
- Приложение 1 (к главе № 1) Основные управленческие категории туризма
- Приложение 2 (к главе № 6) Тест для менеджеров «Комплекс предчувствия угрозы своему авторитету»
- Приложение 3 (к главе № 6) Вы как менеджер
- Приложение 4 (к главе № 5) Деловая игра «Менеджер»1
- Сравнительный анализ управленческих ценностей (пример условный)
- Уровень организационной культуры (пример условный)
- Фактический уровень организационной культуры
- Пример заполнения ответов по фильму «Гараж» (основной тип — 1, запасной — 2)
- Правильные ответы на задание по фильму «Гараж»
- Приложение 5
- Тест «Почтовая корзина (выбор вариантов)»1
- Ситуация
- Приложение 6
- (К главе № 8)
- Деловая игра «Лидер»
- Введение
- Описание работы менеджера Общие сведения о профессии
- Условия труда
- Требования и аспекты оценки претендентов
- Рекомендации к деловой игре «Лидер»
- Управление
- Оценка результатов труда «Руководящий работник»
- Должностная инструкция менеджера по кадрам1 Общие положения
- Примеры работ
- Квалификационные требования
- Приложение 7 (к главе № 12)
- Литература
- Глава 6
- 1.1. Основные понятия 7
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента 22
- Глава 51
- Глава 260
- Глава 291
- Глава 303
- Глава 323
- Глава 339