Туристское предложение
признаки
-
Рис. 1.2. Составляющие туристского предложения
Туристское предложение состоит из первичного (первоначального) и производного предложений. Первичное предложение притягивает туристов своей естественной пользой. Оно создается не только для туристских целей. Производное предложение состоит из элементов, которые создаются исключительно для туристского использования. В составе производного предложения можно выделить туристскую инфраструктуру и туристскую супраструктуру.
Отнесение предложения к первоначальному или производному базируется на том, какие особенности, пригодные для использования в туризме, уже имеются, и какие должны быть созданы для привлечения туристов.
Первоначальное предложение изначально не связано с туризмом. В нем имеются различные факторы, которые оказывают на туристов естественное притягательное влияние. Первоначальное предложение отличают следующие показатели:
-
природные особенности страны (географическое положение, климат, топография, растительный и животный мир);
-
социально-культурные факторы (культура, традиции, постройки религиозного и мирового значения, менталитет, гостеприимность, обычаи);
-
общая инфраструктура (пути сообщения, коммуникации, газо-, водо- и электроснабжение, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга).
Производное предложение по сравнению с первоначальным существует специально в туризме. Производное предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры. Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает. Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению.
П р и м е р. В городе проживает 45 000 жителей. Кроме того, город располагает мощностями для размещения 18 000 туристов. Ранее население снабжалось электроэнергией, вырабатываемой небольшой гидроэлектростанцией. Однако с увеличением числа туристов электроэнергии этой станции стало не хватать. В связи с этим городские власти приняли решение увеличить мощность электростанции.
Важнейшей составной частью туристской инфраструктуры является собственно туристская инфраструктура, к которой относятся транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские сооружения, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации).
В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания. Они не относятся к туристской инфраструктуре, поскольку проживание и питание имеют для туризма решающее значение.
Если рассматривать отдельные элементы туристского предложения, то можно убедиться, что потребность в туристских услугах (туристский спрос) удовлетворяется, как правило, комплексом услуг, относящихся как к первичному, так и производному предложению.
Пример. Для организации отдыха любителей горных лыж требуется обязательное наличие следующих элементов первичного и производного предложений:
природные особенности — топография (горы), климат (снег);
туристская супраструктура — гостиницы, рестораны;
собственно туристская инфраструктура — автобус, лифты, лыжни, прокат лыж.
Таким образом, для удовлетворения туристского спроса необходимо наличие нескольких элементов. Если отсутствует какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма не может быть достигнута. Например, если нет снега, то невозможен отдых на лыжной базе, даже если присутствуют все остальные элементы.
Для эффективного менеджмента необходимо объединение всех туристских услуг, которые производят организационные звенья, относящиеся к отрасли туризма: туристские регионы; туристские предприятия1; туристские организации.
Туристский регион. Если взять за основу данное нами ранее определение туризма, то к категории туристского региона можно отнести много разнообразных мест. Туристским регионом может считаться как любой город мирового значения, так и небольшой населенный пункт, имеющий старинные постройки и привлекающий внимание туристов. Так как туристские регионы могут очень сильно отличаться друг от друга, мы попытались систематизировать их. В основе данной классификации туристских мест лежит мотив субъекта, побудивший его отправиться путешествовать в определенное место.
В зависимости от мотива различаются туристские регионы широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации скорее всего можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса. Он пользуется туристскими услугами потому, что их предлагают. Совершенно с противоположной целью отправляются в регионы узкой специализации, так как пребывание в них запланировано заранее.
Туристские регионы широкой специализации. В туристской отрасли внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также и для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры.
Образовательные центры — это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.
Пример. Научный институт разрабатывает крупный проект. Прежде чем начать работу, в одном из городов собираются на конференцию специалисты института и независимые эксперты. В городе есть гостиница, специализирующаяся на организации конгрессов и конференций. Участникам предоставляются проживание, питание, залы заседаний с соответствующим техническим оснащением.
Промышленно-административные центры также относятся к туристскому предложению широкой специализации. Они подразделяются на промышленные, или коммерческие, и политические центры. Промышленными центрами считаются места, куда едут, чтобы заключать коммерческие договоры и товарные сделки.
Пример. Производитель трикотажа некоторую часть своего товара производит в Китае. Г-н К. летит в Китай, чтобы обсудить с фирмой-производителем особенности зимней коллекции трикотажных изделий.
Политические центры — это места, где располагаются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера.
Пример. Политический деятель одной из африканских стран приехал в Европу, чтобы выступить с докладом перед Европейским парламентом в Страсбурге.
В центрах транспортного сообщения путешествующие пользуются туристскими услугами по техническим причинам.
Пример. Бизнесмен А. вынужден переночевать в гостинице аэропорта, так как следующий рейс — только завтра. Аэропорт для него — пересадочный пункт.
Туристские регионы узкой специализации. Как уже отмечалось, туристские регионы узкой специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посещения — желание исследовать эти места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.
Места отдыха. Это название собирательное. Оно используется для обозначения всех мест, которые используются для отдыха. В этой группе можно выделить курорты, места для проведения отпуска и места, расположенные вблизи места проживания и используемые для непродолжительного отдыха.
Курорты. Это название стало международным, но его значение не всегда одинаково. Так, например, в Швейцарии курортом обычно называется любое место отдыха, в то время как в Германии оно должно соответствовать предписанным законом требованиям. Общепринятые определения предполагают, что курорты должны иметь как минимум три показателя: природные лечебные факторы; соответствующие постройки; определенный лечебный характер.
Природные лечебные факторы — это лечебные свойства почвы, моря или климата. Курортные постройки — это здания, сооружения, в которых проводится лечение. Здания и сооружения должны соответствовать нормам гигиены, иметь безупречный вид и эксплуатироваться обученным персоналом. Важно, чтобы в таких местах была спокойная обстановка и чтобы их окружал приятный, экологически чистый ландшафт.
Места для отдыха во время отпуска. Исходя из мотивации путешествующих, местом отдыха может называться любое место, где можно остановиться на пять и более дней (минимально — четыре ночевки), чтобы отдохнуть. Они служат для восстановления и сохранения физических и психических сил человека. От курортов они отличаются тем, что на их территории нет общепризнанных природных лечебных факторов, которые могут быть использованы в терапии.
Близлежащие места для отдыха. Как говорит само название, такие места расположены поблизости от мест постоянного проживания человека. Часто люди отправляются в такие места на несколько часов или на выходные, чтобы получить разгрузку. Один и тот же регион, одно и то же место отдыха могут по-разному рассматриваться туристами: все зависит от того, откуда они прибыли и сколько хотят провести здесь времени.
Места с туристскими достопримечательностями. К этой группе туристских мест узкой специализации относятся исторические, религиозные (паломнические) места и развлекательные центры. Все они привлекают туристов, для которых на первом месте стоит не физический или духовный отдых, а желание познакомиться с чем-нибудь новым.
При выделении туристских мест, в зависимости от мотивации путешествующих, все зависит только от них самих, а не от особых признаков мест. Одно и то же туристское место нельзя отнести к определенному типу. Если его рассматривать с позиций разных людей, то оно может принадлежать к различным типам туристских регионов. Например, в большой деревне, расположенной в Альпах, есть туристская инфра- и супраструктура. Но для одних субъектов туризма она является политическим центром, другие считают ее близлежащим местом для непродолжительного отдыха.
Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Если посещение определенного места является средством достижения цели, тогда говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации.
- Менеджмент туризма
- Предисловие
- 1.1.1. Определение туризма
- Домашнее задание
- 1.1.2. Типы туристов
- 1.1.3. Виды и формы туризма
- Международный
- Домашнее задание
- 1.1.4. Туристское предложение
- Туристское предложение
- Домашнее задание
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента
- 1.2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме
- 1.2.2. Первый (древний) период
- 1.2.3. Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)
- 1.2.4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)
- 1.2.5. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. По настоящее время)
- 1.2.6. Основные школы и концепции менеджмента1 школа научного управления
- Школа менеджмента
- Количественная школа управления
- 1.2.7. Развитие менеджмента в России1
- Домашнее задание
- 1.3. Особенности туризма как объекта управления
- 2.1.1. Экономика
- Воздействие экономики на туризм
- Воздействие туризма на экономику
- 2.1.2. Экология и туризм
- 2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма
- 2.1.4. Влияние политики на развитие туризма
- 2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма
- 2.2. Туристские регионы, организации и предприятия
- 2.2.1. Туристский регион
- 2.2.2. Туристские организации
- 2.2.3. Туристские предприятия
- Признаки различия туристских предприятий
- 2.3. Структура управления туризмом
- 2.3.1. Понятие структуры управления
- 2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации
- 2.3.3 Типы организационных структур
- 2.3.4. Формальная и неформальная организации
- 2.3.5. Проектирование организационных структур
- 3.2. Характеристика основных функций менеджмента
- 3.2.1. Функция планирования
- Туристский образ региона а (график условный)
- 3.2.2. Организационная функция
- 3.2.3. Мотивация как функция управления
- 3.2.4. Функция контроля
- 3.3. Принципы
- 3.3.1. Общие принципы управления
- 3.3.2. Частные принципы управления
- 4.2. Организационно-административные методы управления
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4. Социально-психологические методы управления
- 4.5. Самоуправление
- 5.1.2. Характеристика стилей управления
- Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
- 5.2. Управленческая решетка грид
- 5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)
- Поведенческие (бихевиористские) элементы
- 5.4. Характеристика действий менеджера в системе грид
- 5.5. Дополнительные стили управления
- 6.2. Власть и личное влияние
- 6.3. Авторитет менеджера
- Вопросы для повторения
- Управленческие решения
- 7.1. Содержание и виды управленческих решений
- 7.2. Процесс принятия решений
- 7.3. Методы принятия решений
- 7.4. Индивидуальные стили принятия решений
- 7.5. Условия эффективности управленческих решений
- 7.6. Организация и контроль за исполнением решений
- Вопросы для повторения
- Управление персоналом туристской фирмы
- 8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы
- 8.3. Планирование потребности в персонале
- 8.4. Подбор персонала
- Источники информации при отборе персонала
- 8.4.1. Рынки рабочей силы
- Критерии оценки сотрудников
- Преимущества и недостатки подбора персонала внутри организации и извне
- Способы подбора персонала
- 8.5. Оценка и прием на работу
- 8.5.1. Методы оценки персонам
- Оценка труда претендента
- 8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)
- Значение характерологических признаков руководителя коллектива
- 8.5.3. Прием на работу
- 8.6. Движение и профессиональное развитие персонала
- 8.6.1. Текучесть кадров
- 8.6.2. Профессиональное развитие персонам
- Степень развития личных качеств работника
- Формы обучения (внедрение в учебный процесс активных форм обучения)
- Вопросы для повторения
- 9.2. Основные направления рациональной организации труда
- Комплексный план рациональной организации труда менеджера
- 9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности
- 9.4. Культура управленческого труда
- Вопросы для повторения
- Искусство общения
- 10.1. Значение делового общения
- 10.2. Формы общения
- 10.4. Подведение итогов делового общения
- Вопросы для повторения
- 11.1.2. Классификация деловых совещаний
- 11.1.3. Организация проведения деловых совещаний
- 11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний
- 11.2. Деловые переговоры
- 11.2.1. Подготовка деловых переговоров
- 11.2.2. Проведение переговоров
- 11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров
- 11.2.4. Анализ деловых переговоров
- 11.2.5. Условия эффективности переговоров
- Вопросы для повторения
- 12.2. Типы конфликтов
- 12.3. Причины конфликтов
- 12.4. Методы разрешения конфликтов
- 12.5. Природа и причины стресса
- Факторы, вызывающие стресс
- Вопросы для повторения
- 13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме1
- 13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания
- 13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма
- Оценка экономической эффективности туризма
- 13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом
- Виды косвенных и бюджетных издержек
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма
- 13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма
- 13.3.2. Эффективность управленческих решений
- 13.3.3. Эффективность управления персоналом
- Вопросы для повторения
- Приложение 1 (к главе № 1) Основные управленческие категории туризма
- Приложение 2 (к главе № 6) Тест для менеджеров «Комплекс предчувствия угрозы своему авторитету»
- Приложение 3 (к главе № 6) Вы как менеджер
- Приложение 4 (к главе № 5) Деловая игра «Менеджер»1
- Сравнительный анализ управленческих ценностей (пример условный)
- Уровень организационной культуры (пример условный)
- Фактический уровень организационной культуры
- Пример заполнения ответов по фильму «Гараж» (основной тип — 1, запасной — 2)
- Правильные ответы на задание по фильму «Гараж»
- Приложение 5
- Тест «Почтовая корзина (выбор вариантов)»1
- Ситуация
- Приложение 6
- (К главе № 8)
- Деловая игра «Лидер»
- Введение
- Описание работы менеджера Общие сведения о профессии
- Условия труда
- Требования и аспекты оценки претендентов
- Рекомендации к деловой игре «Лидер»
- Управление
- Оценка результатов труда «Руководящий работник»
- Должностная инструкция менеджера по кадрам1 Общие положения
- Примеры работ
- Квалификационные требования
- Приложение 7 (к главе № 12)
- Литература
- Глава 6
- 1.1. Основные понятия 7
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента 22
- Глава 51
- Глава 260
- Глава 291
- Глава 303
- Глава 323
- Глава 339