2.3.5. Проектирование организационных структур
Было бы неправильно утверждать, что существуют рецепты оптимальной организационной структуры, подходящей для всех организаций. Организацию следует формировать таким образом, чтобы в последующем можно было эффективно выполнять общие стратегии, выбранные руководством для достижения поставленных целей. Следовательно, чтобы стать экономически эффективными в процессе своего функционирования, организации должны изменить и количественно, и качественно не только свои производственно-экономические задачи, но и организационные структуры. С одной стороны, речь идет о том, чтобы эффективно применить имеющиеся в наличии средства и обеспечить необходимые для рационального использования ресурсов порядок и стабильность; с другой стороны, организация должна быть достаточно гибкой, чтобы своевременно реагировать на изменения как внутренней, так и внешней среды.
Наряду с целями и стратегиями туристской системы, являющимися детерминантами формирования организационных структур, особое внимание следует обратить на следующие аспекты этой проблемы: характеристику окружающего мира; характеристику организации; личные характеристики исполнителей. С точки зрения рамочных условий они могут оказывать большое влияние на выбор формы туристской организации.
Окружающий мир и туристская организация. Анализируя внешний мир, в котором функционируют туристские организации, можно выделить следующие его характеристики:
на рынках сбыта — средние показатели роста туристской отрасли; интенсивность конкуренции на туристических рынках, обусловленную преобразованием рынка продавцов в рынок покупателей; кратковременные изменения приоритетов и растущее разнообразие структуры спроса. В связи с этим особенно заметны усилившиеся стремления к самореализации при планировании свободного времени, повышение экологического сознания и желание активно (или пассивно) использовать свой отпуск;
на рынках занятости — несмотря на безработицу в некоторых других отраслях, в туризме приостановлена нехватка кадров (в гостиничных хозяйствах возросли расходы на оплату труда); увеличились расходы за пользование сооружениями, энергией и сырьем; развиты технологии, позволяющие разрабатывать новые методы и средства управления производством, а также ускоряющие обработку информации.
В связи с расширением этих тенденций большинство туристских организаций неуверенно представляют себе ближайшую перспективу, поэтому при их проектировании усиленное внимание следует уделять постоянному изменению ими своих стратегических целей и формированию более гибких организационных форм.
Сама организация и ее показатели. На организационную структуру организации влияют такие факторы, как объем выполняемой ею работы, разнообразие услуг, производственные технологии и новые приемы обработки информации, ее правовая основа, форма собственности, географическое расположение ее филиалов.
Исполнители задач туристской организации. Уровень образования, структура потребности и позиция сотрудников являются условиями формирование организации, и прежде всего тогда, когда процесс организован с учетом личных качеств людей. Если определенная характеристика отражает организационную специфику всей отрасли, то она влияет и на формирование системы всех организаций. Так, например, в сезонных гостиницах сочетание сильно иерархической организации со сравнительно авторитарным стилем управления можно объяснить тем, что эти предприятия имеют более высокий оборот персонала и низкий по сравнению с другими отраслями уровень квалификации сотрудников. Кроме того, гостиницы сейчас, как и в былые времена, проявляют ярко выраженную профессиональную гордость, а квалифицированный персонал сохранил глубоко проникшее в него иерархическое мышление.
Необходимо также указать и на то, что нынешнее время перемен обусловливает необходимость поддержания у сотрудников чувства причастности к процессу управления, автономии и самореализации. На многих предприятиях такая тенденция приводит к отказу от неподвижной иерархической однолинейной системы. Все большее и большее значение завоевывает личный авторитет, а традиционное мышление и иерархическая власть отступают на задний план. Чтобы начальник смог проявить себя в работе, он прежде всего должен быть признан коллективом. Преобладание инструментов управления, силы убеждения и профессионально-технических знаний становится основополагающим принципом эффективного менеджмента в туризме.
Методика проектирования организационных структур
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура уже неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования организационной структуры состоит из трех основных этапов:
Первый этап — анализ организационных структур. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько эта структура рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся следующие факторы:
принципы управления — соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
аппарат управления — перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
функции управления — усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;
хозяйственная деятельность — изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это могут быть: большая звен-ность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии организационной структуры от изменений, происходящих во внешней среде.
Второй этап — проектирование организационных структур. Все модели проектирования организационной структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
метод аналогий предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
экспертный метод базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) структуры, разработанные другими проектировщиками;
структуризация целей предусматривает выработку системы целей, преследуемых организацией, и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае организационная структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний данной структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
организационное моделирование позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Суть его состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления. В конечном итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются управленческие функции, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность . и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новые организационные структуры управления, нельзя забыть о требованиях, предъявляемых к таким структурам, и о принципах их построения.
Организационные структуры должны удовлетворять следующим требованиям:
оптимальности. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления;
оперативности. Суть данного требования состоит в том, чтобы за период от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, при которых реализация принятых решений уже не нужна;
надежности. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажения управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления;
экономичности. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом;
гибкости, т.е. способности изменяться в соответствии с изменениями внешней среды;
устойчивости структуры управления, т.е. неизменности ее основных свойств при различных внешних воздействиях и целостности функционирования системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее разработке соблюдались принципы проектирования. Основные из них можно сформулировать следующим образом:
целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Следует иметь в виду, что на различных предприятиях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования организационных структур различают три стадии: аналитическую (изучение существующих требований к их построению), проектную (проектирование (моделирование) этих структур) и организационную (организация внедрения уже спроектированных структур).
Третий этап — оценка эффективности организационных структур. Степень совершенства организационных структур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры эффективности организационной структуры можно определить, использовав ряд коэффициентов (см. гл.13).
В конечном итоге вся работа по проектированию организационных структур управления сводится к выработке направлений по их совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.
2. Выявите отношения субординации и координации в известной вам туристской организации. Покажите, как строятся горизонтальные и вертикальные отношения.
3. Назовите и дайте характеристику наиболее часто встречающихся в туристской отрасли типов организационных структур управления.
4. Как вы представляете формальную и неформальную организации? Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если «да», то раскройте механизм такого воздействия.
5. Охарактеризуйте процесс проектирования организационных структур.
ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
В ТУРИЗМЕ
3
ГЛАВА
В этой главе:
3.1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
3.2. Характеристика основных функций менеджмента
3.3. Принципы менеджмента
3.1. Сущность и взаимосвязь
функций менеджмента
Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили себе ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы.
Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно неизменными.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Если менеджер желает обеспечить «безоблачное» будущее своему предприятию (организации), он должен постоянно выполнять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда. Как видим, все четыре функции связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выбросишь.
Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, ведь управление — это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются четыре основные функции — планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 3.1).
1. Планирование =>
<= 3. Мотивация
Рис.3.1. Функции управления
Каждая из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
- Менеджмент туризма
- Предисловие
- 1.1.1. Определение туризма
- Домашнее задание
- 1.1.2. Типы туристов
- 1.1.3. Виды и формы туризма
- Международный
- Домашнее задание
- 1.1.4. Туристское предложение
- Туристское предложение
- Домашнее задание
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента
- 1.2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме
- 1.2.2. Первый (древний) период
- 1.2.3. Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)
- 1.2.4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)
- 1.2.5. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. По настоящее время)
- 1.2.6. Основные школы и концепции менеджмента1 школа научного управления
- Школа менеджмента
- Количественная школа управления
- 1.2.7. Развитие менеджмента в России1
- Домашнее задание
- 1.3. Особенности туризма как объекта управления
- 2.1.1. Экономика
- Воздействие экономики на туризм
- Воздействие туризма на экономику
- 2.1.2. Экология и туризм
- 2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма
- 2.1.4. Влияние политики на развитие туризма
- 2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма
- 2.2. Туристские регионы, организации и предприятия
- 2.2.1. Туристский регион
- 2.2.2. Туристские организации
- 2.2.3. Туристские предприятия
- Признаки различия туристских предприятий
- 2.3. Структура управления туризмом
- 2.3.1. Понятие структуры управления
- 2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации
- 2.3.3 Типы организационных структур
- 2.3.4. Формальная и неформальная организации
- 2.3.5. Проектирование организационных структур
- 3.2. Характеристика основных функций менеджмента
- 3.2.1. Функция планирования
- Туристский образ региона а (график условный)
- 3.2.2. Организационная функция
- 3.2.3. Мотивация как функция управления
- 3.2.4. Функция контроля
- 3.3. Принципы
- 3.3.1. Общие принципы управления
- 3.3.2. Частные принципы управления
- 4.2. Организационно-административные методы управления
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4. Социально-психологические методы управления
- 4.5. Самоуправление
- 5.1.2. Характеристика стилей управления
- Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
- 5.2. Управленческая решетка грид
- 5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)
- Поведенческие (бихевиористские) элементы
- 5.4. Характеристика действий менеджера в системе грид
- 5.5. Дополнительные стили управления
- 6.2. Власть и личное влияние
- 6.3. Авторитет менеджера
- Вопросы для повторения
- Управленческие решения
- 7.1. Содержание и виды управленческих решений
- 7.2. Процесс принятия решений
- 7.3. Методы принятия решений
- 7.4. Индивидуальные стили принятия решений
- 7.5. Условия эффективности управленческих решений
- 7.6. Организация и контроль за исполнением решений
- Вопросы для повторения
- Управление персоналом туристской фирмы
- 8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой
- 8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы
- 8.3. Планирование потребности в персонале
- 8.4. Подбор персонала
- Источники информации при отборе персонала
- 8.4.1. Рынки рабочей силы
- Критерии оценки сотрудников
- Преимущества и недостатки подбора персонала внутри организации и извне
- Способы подбора персонала
- 8.5. Оценка и прием на работу
- 8.5.1. Методы оценки персонам
- Оценка труда претендента
- 8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)
- Значение характерологических признаков руководителя коллектива
- 8.5.3. Прием на работу
- 8.6. Движение и профессиональное развитие персонала
- 8.6.1. Текучесть кадров
- 8.6.2. Профессиональное развитие персонам
- Степень развития личных качеств работника
- Формы обучения (внедрение в учебный процесс активных форм обучения)
- Вопросы для повторения
- 9.2. Основные направления рациональной организации труда
- Комплексный план рациональной организации труда менеджера
- 9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности
- 9.4. Культура управленческого труда
- Вопросы для повторения
- Искусство общения
- 10.1. Значение делового общения
- 10.2. Формы общения
- 10.4. Подведение итогов делового общения
- Вопросы для повторения
- 11.1.2. Классификация деловых совещаний
- 11.1.3. Организация проведения деловых совещаний
- 11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний
- 11.2. Деловые переговоры
- 11.2.1. Подготовка деловых переговоров
- 11.2.2. Проведение переговоров
- 11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров
- 11.2.4. Анализ деловых переговоров
- 11.2.5. Условия эффективности переговоров
- Вопросы для повторения
- 12.2. Типы конфликтов
- 12.3. Причины конфликтов
- 12.4. Методы разрешения конфликтов
- 12.5. Природа и причины стресса
- Факторы, вызывающие стресс
- Вопросы для повторения
- 13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме1
- 13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания
- 13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма
- Оценка экономической эффективности туризма
- 13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом
- Виды косвенных и бюджетных издержек
- Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год
- 13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма
- 13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма
- 13.3.2. Эффективность управленческих решений
- 13.3.3. Эффективность управления персоналом
- Вопросы для повторения
- Приложение 1 (к главе № 1) Основные управленческие категории туризма
- Приложение 2 (к главе № 6) Тест для менеджеров «Комплекс предчувствия угрозы своему авторитету»
- Приложение 3 (к главе № 6) Вы как менеджер
- Приложение 4 (к главе № 5) Деловая игра «Менеджер»1
- Сравнительный анализ управленческих ценностей (пример условный)
- Уровень организационной культуры (пример условный)
- Фактический уровень организационной культуры
- Пример заполнения ответов по фильму «Гараж» (основной тип — 1, запасной — 2)
- Правильные ответы на задание по фильму «Гараж»
- Приложение 5
- Тест «Почтовая корзина (выбор вариантов)»1
- Ситуация
- Приложение 6
- (К главе № 8)
- Деловая игра «Лидер»
- Введение
- Описание работы менеджера Общие сведения о профессии
- Условия труда
- Требования и аспекты оценки претендентов
- Рекомендации к деловой игре «Лидер»
- Управление
- Оценка результатов труда «Руководящий работник»
- Должностная инструкция менеджера по кадрам1 Общие положения
- Примеры работ
- Квалификационные требования
- Приложение 7 (к главе № 12)
- Литература
- Глава 6
- 1.1. Основные понятия 7
- 1.2. Основные этапы развития менеджмента 22
- Глава 51
- Глава 260
- Глава 291
- Глава 303
- Глава 323
- Глава 339