Раздел 10. Организация и планирование маркетинговой деятельности на предприятии (в организации, учреждении)
Организационная структура службы маркетинга, её функции и задачи. Система коммуникаций службы маркетинга с другими подразделениями предприятия.
Задание. Изучить и дать оценку роли службы маркетинга на основе экспертного опроса;
При отсутствии службы маркетинга на основе изучения положения о структурных подразделениях предприятия или личного наблюдения за выполнением управленческих и производственных функций:
- указать, какие из выполняемых подразделениями функций предприятия относятся к маркетинговым;
- провести опрос экспертов о необходимости создания службы маркетинга, её первоочередных задачах. Сформулировать основные решения и предложить тип организационной структуры службы маркетинга для данного предприятия.
Состояние, структура и содержание внутренней маркетинговой информации. Наличие и использование компьютерной информации маркетинговой системы, наличие внешней маркетинговой информации.
Задание. Изучить перечень и содержание публикаций, формы представления оперативной и аналитической маркетинговой информации в структуре управления (руководства) предприятием.
Исследование, анализ и оценка маркетинговых возможностей предприятия (организации, учреждения)
Общий анализ и оценка структуры и содержания маркетинговой деятельности предприятия. Проблемы и перспективы службы маркетинга.
Задание. Выявить проблемы, требующие проведения маркетинговых исследований, и по одной из проблем разработать план маркетингового исследования.
Исследование и сегментация рынка.
Задание.
1. Провести анализ товарной, географической и отраслевой структуры продаж.
2. Описать и проанализировать состояние спроса на продукцию (услуги) предприятия.
3. Представить анализ и дать характеристику типичного потребления (по размеру закупок, условиям продаж и т.п.).
4. Выделить и охарактеризовать наиболее важные для фирмы сегменты рынка и оценить возможности увеличения объёмов продаж.
5. Проанализировать структуру, условия и характер конкуренции.
Исследование товарной политики. Структура производственной программы. Состав продукции. Широта, глубина, насыщенность и гармоничность ассортимента. Стадии жизненного цикла основных видов товаров (продукции, услуг). Разработка новой продукции. Снятие товара с рынка. Конкурентоспособность товара. Скорость и стабильность поставок.
Задание.
1. Определить факторы, влияющие на структуру жизненного цикла конкурентного товара, предприятия.
2. Проанализировать и оценить стратегию выхода предприятия на рынок с новым товаром. При отсутствии стратегии сформулировать и обосновать соответствующие предложения.
3. Проанализировать и оценить последствия для предприятия снятия товара с рынка.
4. Описать и охарактеризовать основные мотивы потребления при оценке товара.
5. Проанализировать и оценить организацию технического обслуживания, свойств упаковки.
6. Описать и проанализировать принятую систему выбора поставщиков, скорость и стабильность поставок за определённый период времени.
Исследование ценовой политики. Используемые методы ценообразования. Структура, уровень и динамика цен.
Задание.
1. Представить объяснение выявленной тенденции изменения цен.
2. Определить реакцию покупателей на цены путём тестирования.
3. Оценить конкурентоспособность товара по цене.
Исследование сбытовой политики. Соотношение прямого и косвенного каналов сбыта. Характеристика сбытовой сети. Оценка деятельности и потенциала роста различных каналов сбыта. Стандарты обслуживания потребителей. Уровень запросов, организации доставки продукции.
Задание.
1. Проанализировать и оценить возможность предприятия, осуществить эффективную продажу товара.
2. Определить эффективность (факторы, решения и показатели) принятой стратегии сбыта.
Исследование коммуникативной политики. Наличие и достаточность финансовых средств на продвижение товара. Использование персональной продажи. Структура и квалификация персонала. Система контроля и мотивации персонала.
Средства и инструменты стимулирования сбыта. Директ-маркетинг, каталоги, выставки, ценовое стимулирование и другие.
Рекламная деятельность на предприятии. Используемые средства рекламы, ее эффективность.
Задание.
1. Оценить значимость для предприятия основных средств продвижения.
2. Разработать план реализации коммуникативной политики предприятия, включающий: цели, задачи, бюджет, направления коммуникаций, оценку эффективности мероприятий.
Общее заключение и оценка маркетинговой ориентации предприятия.
Задание. Представить общую оценку экономической эффективности маркетинговых стратегий предприятия.
Индивидуальные задания НИРс
Каждый студент может быть привлечён к научно-исследовательской работе кафедры и в этом случае получает дополнительное индивидуальное задание от кафедры и руководителя, которое он должен выполнить во время производственной практики.
Содержание индивидуального задания определяется:
- актуальностью, важностью и значимостью решения задачи для научного исследования кафедры;
- перспективами продолжения студентом работ в данном направлении;
- актуальностью, важностью и значимостью решения задачи для хозяйственного субъекта - базы практики;
- спецификой деятельности и организации предприятия - базы практики;
- индивидуальными качествами и особенностями студента.
V. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА,
ЗАЩИТА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1. В соответствии с индивидуальными планами-графиками и заданиями по окончании каждого этапа производственной практики студенты представляют на кафедру, руководителям практики, для контроля и анализа рабочие материалы практики.
2. По завершении практики, её основного (рабочего) этапа каждый студент должны представить:
- личный листок;
- индивидуальное задание;
- отчёт о производственной практике.
Личный листок должен дополнительно содержать (в установленной форме) отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия (организации, учреждения) - базы практики за его подписью, заверенной печатью предприятия. Отзыв-характеристика предусматривает подтверждение прохождения студентом практики на данном предприятии в установленные сроки и содержит перечень основных результатов практики, характеристику личных и деловых качеств и профессиональных компетенций студента, краткий анализ и оценку отчёта, рекомендательный отзыв и итоговую оценку производственной практики.
Индивидуальное задание должно быть согласовано с руководителем практики от предприятия, что подтверждается его подписью, заверенной печатью предприятия.
Формы личного листка и индивидуального задания представлены в приложениях, соответственно, 2 и 3.
3. Отчёты о производственной практике по структуре и содержанию должны в полной мере соответствовать требованиям настоящих методических указаний и программы и индивидуальных комплексных заданий руководителей.
4. Отчёты должны состоять из текстовой части и прилагаемых к ней расчётов, таблиц и рисунков, данных статистической отчётности и других материалов и документов, отражающих содержание и результаты проделанной на практике работы.
Главным содержанием отчётов должны быть результаты самостоятельной работы студентов. Отчёты не должны сводиться только к описанию задач и функций подразделений и изложению общих положений. Следует представить результаты анализа, полученные конкретные выводы и сформулированные предложения с подтверждением прилагаемыми фактическими и расчётными данными и другими материалами.
Примерный общий объём текстовой части отчёта (без приложений) - 20-25 страниц компьютерного текста.
5. Отчёт о выполнении индивидуального задания по научно-исследовательской работе должен быть выделен в самостоятельный раздел итогового отчёта о производственной практике.
Индивидуальные задания направлены на решение проблем и задач исследовательского характера, предусмотренных программой научных исследований кафедры, и выполняются студентами самостоятельно на основе исследования и анализа материалов, имеющихся на соответствующих базах практики.
Выполненное задание должно быть оформлено в виде реферата (текста научного доклада), включено в окончательный отчёт по практике и защищено вместе с ним.
Объем отчёта о выполнении индивидуального задания по научно-исследовательской работе - 5-10 страниц компьютерного текста.
6. Итоговый отчёт о производственной практике должен быть оформлен в полном соответствии с установленными требованиями.
Форма титульного листа итогового отчёта представлена в приложении 4.
Содержательная часть отчёта должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению выпускных квалификационных работ, представленными в Методических указаниях по выполнению выпускных квалификационных работ на степень бакалавра. Основными требованиями являются следующие:
отчет пишется на компьютере в текстовом редакторе Word.
Содержание работы излагается на одной стороне листа белой писчей бумаги стандартного размера (формат А4 – 210 х 297 мм.).
Параметры страницы и текста следующие:
- размеры полей (расстояние между краями страницы и текстом):
слева – 3,0 см;
справа – 1,0 см;
сверху – 2,0 см;
снизу – 2,0 см;
- межстрочный интервал – 1,5 (в рабочем поле страницы размещается 28-30 строк);
- размер шрифта для основного текста (кегль) – 14 (в строке – 63 знака); для текста таблиц и рисунков – 12;
- тип (гарнитура) шрифта – Times New Roman для основного текста (начертание литер обычное); для заголовков допускается также Arial (начертание литер полужирное);
- выравнивание основного текста – по ширине; перенос – автоматический.
Нумерация страниц в отчете сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист является первой страницей. Второй страницей является оглавление. Далее располагаются разделы работы, в соответствии с её логикой и структурой, отражённые в оглавлении. Нумерация страниц осуществляется, начиная с третьей страницы, и охватывает все последующие страницы, включая приложения. Номер (арабскими цифрами) ставится в вверху от центра каждой страницы.
Все иллюстративные материалы и таблицы должны иметь название и быть пронумерованы.
7. Защита итоговых отчётов о производственной практике производится в сроки, установленные графиком учебного процесса и производственной практики, перед комиссиями, назначенными заведующим кафедрой, и завершается окончательной аттестацией и выставлением оценок в итоговую ведомость.
Интегральная итоговая оценка производственной практики включает следующие составляющие:
а) дифференцированную оценку процесса практики, учитывающую:
- характеристику студента и оценку практики, данную руководителем практики от предприятия (организации, учреждения);
- полноту, своевременность и точность выполнения графика, методических указаний и программы практики и индивидуального задания руководителя;
б) дифференцированную оценку отчёта о практике руководителем:
- оценку содержания и оформления отчёта;
- оценку выполнения студентом индивидуального задания по научно-исследовательской работе;
в) оценку итоговой защиты отчёта по практике перед аттестационной комиссией кафедры - оценку владения и аргументированности подтверждения студентом профессиональных знаний и навыков практической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ГРАФИК ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Основные этапы | Исполнители | Период/ Сроки | Основное содержание, результаты | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ | |||||
1 | Организационное собрание ответственных за практику | Центр занятости | Сентябрь | Период, продолжительность, сроки начала и окончания, сроки аттестации по результатам практики. Начало подготовительного этапа практики. | |
2 | Установочное организационное собрание студентов | Деканаты, кафедры | Конец сентября – начало октября | Период, продолжительность, сроки начала и окончания, сроки аттестации по результатам практики. | |
3 | Формирование портфеля договоров | Центр занятости, деканаты, кафедры, студенты | Сентябрь – декабрь | Портфель договоров о практике. Перечень мест практики по направлениям и специальностям. | |
4 | Предварительное распределение студентов | Центр занятости, деканаты, кафедры, студенты | Начало октября – декабрь | Предварительное распределение студентов по местам практики и руководителям. Данные о темах выпускных квалификационных работ и обеспеченности студентов местами практики. Утверждение тем. | |
5 | Контрольное организационное собрание студентов | Деканаты, кафедры | Декабрь | Распределение студентов по местам практики и руководителям. Сбор данных о тематике выпускных квалификационных работ и об обеспеченности студентов местами практики.
| |
6 | Анализ и утверждение мест практики | Деканаты, кафедры | Декабрь, начало февраля | Откорректированное распределение студентов по местам практики и руководителям. Данные о темах (направлениях) выпускных квалификационных работ и местах практики студентов. | |
7
| Итоговое собрание ответственных за практику | Центр занятости | Декабрь | Уточнение этапов практики. Данные об обеспеченности студентами местами. Снабжение документами по практике. Информирование о местах, предлагаемых Центром занятости. | |
8 | Итоговое организационное собрание студентов | Деканаты, кафедры, Центр занятости | В день выхода студентов на практику | Плановое распределение студентов по местам практики и руководителям. Данные о темах (направлениях) выпускных квалификационных работ и местах практики студентов. Утверждение индивидуальных заданий. | |
9 | Итоговое плановое распределение студентов | Деканаты, кафедры, ректорат |
до 10 февраля | Приказ о распределении студентов на практику. Утвержденные данные о распределении студентов по местам практики и руководителям. | |
ОСНОВНОЙ (РАБОЧИЙ) И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ | |||||
10 | Выход студентов на практику | Центр занятости, деканаты, кафедры |
конец марта | Начало рабочего этапа практики. | |
11 | Прохождение практики студентами по этапам (модулям): | Деканаты, кафедры, |
| Подготовка и выполнение заданий и рабочих материалов по модулям. | |
Общий
Специальный
Специализированный | Студенты, руководители практики от кафедры, руководители практики от предприятия | с понедель-ника 14 недели по понедель-ник 18 недели | Написание соответствующих разделов отчета по практике. | ||
12 | Контроль процесса прохождения практики | Деканаты, кафедры, Центр занятости | март – апрель | Рабочие варианты отчётов по этапам (модулям). Наличие студентов на местах практики | |
13 | Завершение практики | Кафедры, руководители практики от кафедры и предприятия | Апрель | Оформление и представление студентами отчётов руководителям практики. Итоговые отчёты о практике и аналитические материалы (главы) выпускных квалификационных работ. | |
14 | Защита отчётов перед комиссиями | Кафедры, руководители практики от кафедры | В течение 2 недель после окончания срока практики | Итоговый контроль и аттестация студентов по результатам практики. | |
15 | Формирование отчётов по практике: - кафедральных и факультетских; | Деканаты, кафедры | Конец мая | Отчёты руководителей по практике, отчёты ответственных по кафедре. | |
- по университету в целом | Центр занятости | Июнь | Отчёт по университету, отчёты кафедр и факультетов. |
Приложение 2
Фото 3х4
ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК
ФИО студента (полностью)____________________________________________
Факультет __________________________________________________________
Курс ________________________ группа ________________________________
Специальность ______________________________________________________
(шифр, наименование)
Специализация ______________________________________________________
(наименование)
Сроки практики с ____________________ по ______________20___г.
Декан факультета ____________________________________________________
(ФИО, подпись)
Продолжение прил. 2
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА
Настоящим подтверждаю, что _________________________________________
(ФИО студента полностью)
проходил производственную практику в отделе ___________________________
(наименование отдела)
предприятия _________________________________________________________
(наименование предприятия)
с __________________________ по _______________________________ 20__ г.
Результаты работы
Личные и деловые качества,
профессиональные компетенции
Качество отчёта
Рекомендательный отзыв
Оценка __________________ Подпись __________________________________
(печать)
ФИО, должность руководителя практики от предприятия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Тел. _____________________
Приложение 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Факультет коммерции и маркетинга
Кафедра маркетинга
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель практики от Заведующий кафедрой, д.э.н.,
организации ..профессор
_____________________ __________________________
(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись)
____________________________________ _________________________________________
«_________» __________________200_ г. «_________» ______________________200_ г.
М.П.
- I. Принципы и условия интеграции практики
- II. Общие положения
- III. Организация практики
- Содержание основных функций деканата
- Содержание основных функций кафедры
- Содержание основных функций руководителей практики от предприятий (организаций, учреждений):
- Основные права и обязанности студентов
- Раздел 1. Общая характеристика предприятия (организации, учреждения) как субъекта коммерческой деятельности
- Раздел 2. Организация и планирование коммерческой деятельности на предприятии (в организации и учреждении) по обеспечению материально-техническими ресурсами
- Раздел 3. Организация и планирование коммерческой деятельности предприятия (организации, учреждения) по сбыту
- Раздел 4. Организация складского и транспортного хозяйства на предприятии (в организации, учреждении)
- Раздел 5. Организация информационного обслуживания коммерческой деятельности предприятия
- Раздел 6. Организация таможенной деятельности на предприятии (в организации, учреждении)
- Раздел 7. Коммерческое товароведение
- Раздел 8. Организация биржевой торговли и брокерской деятельности
- Раздел 9. Организация деятельности по ценообразованию на предприятии (в организации, учреждении)
- Раздел 10. Организация и планирование маркетинговой деятельности на предприятии (в организации, учреждении)
- Индивидуальное задание для прохождения производственной практики