logo
Метод

Раздел 10. Организация и планирование маркетинговой деятельности на предприятии (в организации, учреждении)

Организационная структура службы маркетинга, её функции и задачи. Система коммуникаций службы маркетинга с другими подразделениями предприятия.

Задание. Изучить и дать оценку роли службы маркетинга на основе экспертного опроса;

При отсутствии службы маркетинга на основе изучения положения о структурных подразделениях предприятия или личного наблюдения за выполнением управленческих и производственных функций:

- указать, какие из выполняемых подразделениями функций предприятия относятся к маркетинговым;

- провести опрос экспертов о необходимости создания службы маркетинга, её первоочередных задачах. Сформулировать основные решения и предложить тип организационной структуры службы маркетинга для данного предприятия.

Состояние, структура и содержание внутренней маркетинговой информации. Наличие и использование компьютерной информации маркетинговой системы, наличие внешней маркетинговой информации.

Задание. Изучить перечень и содержание публикаций, формы представления оперативной и аналитической маркетинговой информации в структуре управления (руководства) предприятием.

Исследование, анализ и оценка маркетинговых возможностей предприятия (организации, учреждения)

Общий анализ и оценка структуры и содержания маркетинговой деятельности предприятия. Проблемы и перспективы службы маркетинга.

Задание. Выявить проблемы, требующие проведения маркетинговых исследований, и по одной из проблем разработать план маркетингового исследования.

Исследование и сегментация рынка.

Задание.

1. Провести анализ товарной, географической и отраслевой структуры продаж.

2. Описать и проанализировать состояние спроса на продукцию (услуги) предприятия.

3. Представить анализ и дать характеристику типичного потребления (по размеру закупок, условиям продаж и т.п.).

4. Выделить и охарактеризовать наиболее важные для фирмы сегменты рынка и оценить возможности увеличения объёмов продаж.

5. Проанализировать структуру, условия и характер конкуренции.

Исследование товарной политики. Структура производственной программы. Состав продукции. Широта, глубина, насыщенность и гармоничность ассортимента. Стадии жизненного цикла основных видов товаров (продукции, услуг). Разработка новой продукции. Снятие товара с рынка. Конкурентоспособность товара. Скорость и стабильность поставок.

Задание.

1. Определить факторы, влияющие на структуру жизненного цикла конкурентного товара, предприятия.

2. Проанализировать и оценить стратегию выхода предприятия на рынок с новым товаром. При отсутствии стратегии сформулировать и обосновать соответствующие предложения.

3. Проанализировать и оценить последствия для предприятия снятия товара с рынка.

4. Описать и охарактеризовать основные мотивы потребления при оценке товара.

5. Проанализировать и оценить организацию технического обслуживания, свойств упаковки.

6. Описать и проанализировать принятую систему выбора поставщиков, скорость и стабильность поставок за определённый период времени.

Исследование ценовой политики. Используемые методы ценообразования. Структура, уровень и динамика цен.

Задание.

1. Представить объяснение выявленной тенденции изменения цен.

2. Определить реакцию покупателей на цены путём тестирования.

3. Оценить конкурентоспособность товара по цене.

Исследование сбытовой политики. Соотношение прямого и косвенного каналов сбыта. Характеристика сбытовой сети. Оценка деятельности и потенциала роста различных каналов сбыта. Стандарты обслуживания потребителей. Уровень запросов, организации доставки продукции.

Задание.

1. Проанализировать и оценить возможность предприятия, осуществить эффективную продажу товара.

2. Определить эффективность (факторы, решения и показатели) принятой стратегии сбыта.

Исследование коммуникативной политики. Наличие и достаточность финансовых средств на продвижение товара. Использование персональной продажи. Структура и квалификация персонала. Система контроля и мотивации персонала.

Средства и инструменты стимулирования сбыта. Директ-маркетинг, каталоги, выставки, ценовое стимулирование и другие.

Рекламная деятельность на предприятии. Используемые средства рекламы, ее эффективность.

Задание.

1. Оценить значимость для предприятия основных средств продвижения.

2. Разработать план реализации коммуникативной политики предприятия, включающий: цели, задачи, бюджет, направления коммуникаций, оценку эффективности мероприятий.

Общее заключение и оценка маркетинговой ориентации предприятия.

Задание. Представить общую оценку экономической эффективности маркетинговых стратегий предприятия.

Индивидуальные задания НИРс

Каждый студент может быть привлечён к научно-исследовательской работе кафедры и в этом случае получает дополнительное индивидуальное задание от кафедры и руководителя, которое он должен выполнить во время производственной практики.

Содержание индивидуального задания определяется:

- актуальностью, важностью и значимостью решения задачи для научного исследования кафедры;

- перспективами продолжения студентом работ в данном направлении;

- актуальностью, важностью и значимостью решения задачи для хозяйственного субъекта - базы практики;

- спецификой деятельности и организации предприятия - базы практики;

- индивидуальными качествами и особенностями студента.

V. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА,

ЗАЩИТА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1. В соответствии с индивидуальными планами-графиками и заданиями по окончании каждого этапа производственной практики студенты представляют на кафедру, руководителям практики, для контроля и анализа рабочие материалы практики.

2. По завершении практики, её основного (рабочего) этапа каждый студент должны представить:

- личный листок;

- индивидуальное задание;

- отчёт о производственной практике.

Личный листок должен дополнительно содержать (в установленной форме) отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия (организации, учреждения) - базы практики за его подписью, заверенной печатью предприятия. Отзыв-характеристика предусматривает подтверждение прохождения студентом практики на данном предприятии в установленные сроки и содержит перечень основных результатов практики, характеристику личных и деловых качеств и профессиональных компетенций студента, краткий анализ и оценку отчёта, рекомендательный отзыв и итоговую оценку производственной практики.

Индивидуальное задание должно быть согласовано с руководителем практики от предприятия, что подтверждается его подписью, заверенной печатью предприятия.

Формы личного листка и индивидуального задания представлены в приложениях, соответственно, 2 и 3.

3. Отчёты о производственной практике по структуре и содержанию должны в полной мере соответствовать требованиям настоящих методических указаний и программы и индивидуальных комплексных заданий руководителей.

4. Отчёты должны состоять из текстовой части и прилагаемых к ней расчётов, таблиц и рисунков, данных статистической отчётности и других материалов и документов, отражающих содержание и результаты проделанной на практике работы.

Главным содержанием отчётов должны быть результаты самостоятельной работы студентов. Отчёты не должны сводиться только к описанию задач и функций подразделений и изложению общих положений. Следует представить результаты анализа, полученные конкретные выводы и сформулированные предложения с подтверждением прилагаемыми фактическими и расчётными данными и другими материалами.

Примерный общий объём текстовой части отчёта (без приложений) - 20-25 страниц компьютерного текста.

5. Отчёт о выполнении индивидуального задания по научно-исследовательской работе должен быть выделен в самостоятельный раздел итогового отчёта о производственной практике.

Индивидуальные задания направлены на решение проблем и задач исследовательского характера, предусмотренных программой научных исследований кафедры, и выполняются студентами самостоятельно на основе исследования и анализа материалов, имеющихся на соответствующих базах практики.

Выполненное задание должно быть оформлено в виде реферата (текста научного доклада), включено в окончательный отчёт по практике и защищено вместе с ним.

Объем отчёта о выполнении индивидуального задания по научно-исследовательской работе - 5-10 страниц компьютерного текста.

6. Итоговый отчёт о производственной практике должен быть оформлен в полном соответствии с установленными требованиями.

Форма титульного листа итогового отчёта представлена в приложении 4.

Содержательная часть отчёта должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению выпускных квалификационных работ, представленными в Методических указаниях по выполнению выпускных квалификационных работ на степень бакалавра. Основными требованиями являются следующие:

отчет пишется на компьютере в текстовом редакторе Word.

Содержание работы излагается на одной стороне листа белой писчей бумаги стандартного размера (формат А4 – 210 х 297 мм.).

Параметры страницы и текста следующие:

- размеры полей (расстояние между краями страницы и текстом):

слева – 3,0 см;

справа – 1,0 см;

сверху – 2,0 см;

снизу – 2,0 см;

- межстрочный интервал – 1,5 (в рабочем поле страницы размещается 28-30 строк);

- размер шрифта для основного текста (кегль) – 14 (в строке – 63 знака); для текста таблиц и рисунков – 12;

- тип (гарнитура) шрифта – Times New Roman для основного текста (начертание литер обычное); для заголовков допускается также Arial (начертание литер полужирное);

- выравнивание основного текста – по ширине; перенос – автоматический.

Нумерация страниц в отчете сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист является первой страницей. Второй страницей является оглавление. Далее располагаются разделы работы, в соответствии с её логикой и структурой, отражённые в оглавлении. Нумерация страниц осуществляется, начиная с третьей страницы, и охватывает все последующие страницы, включая приложения. Номер (арабскими цифрами) ставится в вверху от центра каждой страницы.

Все иллюстративные материалы и таблицы должны иметь название и быть пронумерованы.

7. Защита итоговых отчётов о производственной практике производится в сроки, установленные графиком учебного процесса и производственной практики, перед комиссиями, назначенными заведующим кафедрой, и завершается окончательной аттестацией и выставлением оценок в итоговую ведомость.

Интегральная итоговая оценка производственной практики включает следующие составляющие:

а) дифференцированную оценку процесса практики, учитывающую:

- характеристику студента и оценку практики, данную руководителем практики от предприятия (организации, учреждения);

- полноту, своевременность и точность выполнения графика, методических указаний и программы практики и индивидуального задания руководителя;

б) дифференцированную оценку отчёта о практике руководителем:

- оценку содержания и оформления отчёта;

- оценку выполнения студентом индивидуального задания по научно-исследовательской работе;

в) оценку итоговой защиты отчёта по практике перед аттестационной комиссией кафедры - оценку владения и аргументированности подтверждения студентом профессиональных знаний и навыков практической деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ГРАФИК ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Основные этапы

Исполнители

Период/

Сроки

Основное содержание, результаты

1

2

3

4

5

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ

1

Организационное собрание ответственных за практику

Центр занятости

Сентябрь

Период, продолжительность, сроки начала и окончания, сроки аттестации по результатам практики. Начало подготовительного этапа практики.

2

Установочное организационное собрание студентов

Деканаты,

кафедры

Конец сентября – начало октября

Период, продолжительность, сроки начала и окончания, сроки аттестации по результатам практики.

3

Формирование портфеля договоров

Центр занятости,

деканаты, кафедры, студенты

Сентябрь – декабрь

Портфель договоров о практике.

Перечень мест практики по направлениям и специальностям.

4

Предварительное распределение студентов

Центр занятости,

деканаты, кафедры, студенты

Начало октября – декабрь

Предварительное распределение студентов по местам практики и руководителям.

Данные о темах выпускных квалификационных работ и обеспеченности студентов местами практики. Утверждение тем.

5

Контрольное организационное собрание студентов

Деканаты, кафедры

Декабрь

Распределение студентов по местам практики и руководителям.

Сбор данных о тематике выпускных квалификационных работ и об обеспеченности студентов местами практики.

6

Анализ и утверждение мест практики

Деканаты, кафедры

Декабрь, начало февраля

Откорректированное распределение студентов по местам практики и руководителям.

Данные о темах (направлениях) выпускных квалификационных работ и местах практики студентов.

7

Итоговое собрание ответственных за практику

Центр занятости

Декабрь

Уточнение этапов практики. Данные об обеспеченности студентами местами. Снабжение документами по практике. Информирование о местах, предлагаемых Центром занятости.

8

Итоговое организационное собрание студентов

Деканаты, кафедры, Центр занятости

В день выхода студентов на практику

Плановое распределение студентов по местам практики и руководителям.

Данные о темах (направлениях) выпускных квалификационных работ и местах практики студентов. Утверждение индивидуальных заданий.

9

Итоговое плановое распределение студентов

Деканаты, кафедры, ректорат

до 10 февраля

Приказ о распределении студентов на практику.

Утвержденные данные о распределении студентов по местам практики и руководителям.

ОСНОВНОЙ (РАБОЧИЙ) И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ

10

Выход студентов на практику

Центр занятости, деканаты, кафедры

конец марта

Начало рабочего этапа практики.

11

Прохождение практики студентами по этапам (модулям):

Деканаты, кафедры,

Подготовка и выполнение заданий и рабочих материалов по модулям.

Общий

Специальный

Специализированный

Студенты,

руководители практики от кафедры,

руководители практики от предприятия

с понедель-ника 14 недели по понедель-ник 18 недели

Написание соответствующих разделов отчета по практике.

12

Контроль процесса прохождения практики

Деканаты, кафедры,

Центр занятости

март – апрель

Рабочие варианты отчётов по этапам (модулям).

Наличие студентов на местах практики

13

Завершение практики

Кафедры, руководители практики от кафедры и предприятия

Апрель

Оформление и представление студентами отчётов руководителям практики. Итоговые отчёты о практике и аналитические материалы (главы) выпускных квалификационных работ.

14

Защита отчётов перед комиссиями

Кафедры,

руководители практики от кафедры

В течение 2 недель после окончания срока практики

Итоговый контроль и аттестация студентов по результатам практики.

15

Формирование отчётов по практике:

- кафедральных и факультетских;

Деканаты, кафедры

Конец мая

Отчёты руководителей по практике, отчёты ответственных по кафедре.

- по университету в целом

Центр занятости

Июнь

Отчёт по университету, отчёты кафедр и факультетов.

Приложение 2

Фото 3х4

ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК

ФИО студента (полностью)____________________________________________

Факультет __________________________________________________________

Курс ________________________ группа ________________________________

Специальность ______________________________________________________

(шифр, наименование)

Специализация ______________________________________________________

(наименование)

Сроки практики с ____________________ по ______________20___г.

Декан факультета ____________________________________________________

(ФИО, подпись)

Продолжение прил. 2

ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА

Настоящим подтверждаю, что _________________________________________

(ФИО студента полностью)

проходил производственную практику в отделе ___________________________

(наименование отдела)

предприятия _________________________________________________________

(наименование предприятия)

с __________________________ по _______________________________ 20__ г.

Результаты работы

Личные и деловые качества,

профессиональные компетенции

Качество отчёта

Рекомендательный отзыв

Оценка __________________ Подпись __________________________________

(печать)

ФИО, должность руководителя практики от предприятия

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Тел. _____________________

Приложение 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра маркетинга

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель практики от Заведующий кафедрой, д.э.н.,

организации ..профессор

_____________________ __________________________

(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись)

____________________________________ _________________________________________

«_________» __________________200_ г. «_________» ______________________200_ г.

М.П.