5.1. Теории лидерских качеств
В первых исследованиях лидерства считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключительно его личностные качества. Это мнение согласовывалось с традиционными представлениями историков (Плутарх, Тит Ливии) и философов (Платон, Аристотель, Гегель) о роли выдающихся личностей в истории. Теоретики XIX столетия выдвинули концепцию лидера как человека, обладающего уникальными качествами, поражающими воображение масс, и объясняли феномен лидерства на основе наследственных факторов. Ф. Вудз, проследив генезис королевских династий 14 наций за десять столетий, пришел к выводу, что лидерство зависит от способностей правителей. Вудз утверждал, что правитель определяет состояние страны в соответствии со своими возможностями: каков правитель, таков и народ. Если лидер одарен особыми качествами, которые отличают его от последователей, то эти качества можно определенным образом систематизировать. Такое заключение породило теорию лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных качеств.
Р. Каттел и Г. Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личностных качеств:
«технический» лидер, эффективно решает оперативные задачи; имеет больше других типов лидеров возможности влиять на членов группы, так как непосредственно с ними связан;
«выдающийся» лидер, оказывает наиболее сильное влияние на действия группы в любой ситуации;
«харизматический» лидер, он наиболее симпатичен для подчиненных.
Сопоставление качеств лидеров с качествами последователей выявило, что у лидеров в большей степени развиты следующие восемь свойств (причем это в равной мере касается каждого типа лидерства):
нравственная зрелость;
влияние на окружающих, или доминирование;
целостность характера;
социальная смелость, предприимчивость;
проницательность;
независимость от вредных привычек;
сила воли, поведенческая компетентность;
психологическая устойчивость.
Исследователь В. Борг доказал, что властность в характере не всегда связана с самоуверенностью, а фактор жесткости в поведении чаще всего отрицательно сказывается на лидерстве.
В 40-е годы XX века ученые подвергли анализу собранные в результате эмпирических исследований многочисленные факты о соотношении качеств лидеров. В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и обнаружил, что изучение личных качеств лидеров продолжает давать противоречивые результаты. Однако он тоже выделил ряд приоритетных черт хозяйственного лидера: интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальную компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал следующий вывод: человек становится руководителем не только благодаря тому, что обладает набором определенных личных свойств.
Аналогичную идею на основе анализа многих исследований выдвинул Р. Манн. Вместе с тем он, так же как и Стогдилл, выделил те качества, которые в значительной степени характеризуют лидера:
интеллект (Манн обнаружил, что результаты 28 независимых исследований указывали на несомненно положительную роль интеллекта в лидерстве);
приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследования);
общительность (результаты 22 исследований давали основания полагать, что лидеры, как правило, открыты);
способность влиять на людей (согласно 12 исследованиям это свойство человека напрямую связано с лидерством);
отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);
восприимчивость и эмпатия, то есть умение понять другого, вжиться в его роль (результаты 15 исследований говорят о том, что эмпатия играет в лидерстве определенную, хотя и не определяющую роль).
В конце XX века наметился спад интереса к изучению тех качеств, которые необходимы для становления лидера. Но классификация, составление каталогов и моделей лидерских черт продолжают быть актуальными и «завораживают» исследователей.
По итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, А. Лоутон и Э. Роуз предложили следующие десять качеств:
дальновидность — умение сформировать облик и задачи организации;
умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно;
умение мотивировать последователей;
владение искусством межличностных отношений: умение говорить, слушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях;
«политическое чутье» — способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;
стойкость — непоколебимость перед лицом оппонента;
харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся определению, но пленяющее людей;
способность идти на риск, делегировать полномочия последователям;
гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;
решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.
Харизматическому лидеру свойственны (по М. Гантору):
умение воздействовать на людей, «излучать» энергию и заряжать ею окружающих;
завораживающая внешность;
независимость характера: в своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
хорошие риторические способности и некоторый артистизм, выразительная речь и развитые навыки межличностного общения;
положительное отношение к восхвалению своей персоны: эти лидеры чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими;
достойная и уверенная манера держаться, способность производить впечатление людей, владеющих ситуацией.
По мнению Э. Лоулера, одного из исследователей мотивации персонала, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.
Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели лидерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории качеств остаются неучтенными многие аспекты этого процесса, например взаимоотношения «лидер — последователи», условия окружающей среды, хотя не вызывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать качествами, способными вызвать доверие последователей.
Черты лидера нужно рассматривать не изолированно от других элементов лидерства, а в связи с ними и в динамике. Следует помнить, что выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты.
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Введение в лидерство Тема 1. Общие представления о лидерстве
- Тема 2. Основные концепции лидерства и его сущностные характеристики
- Тема 3. Мотивация лидерства и его этические принципы
- 2. Этическое управление осуществляется только в процессе коммуникаций.
- 3. В основе управленческой деятельности лежит авторитет личности.
- 4. То, что познается, всегда познается способом познающего.
- 5. Этическое лидерство всегда подразумевает соответствующее отражение.
- 7. Этическое лидерство принимает во внимание моральные принципы сотрудников.
- 8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с предприятием.
- 9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.
- Тема 4. Типы лидеров
- Раздел 2. Теории лидерства Тема 5. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии
- 5.1. Теории лидерских качеств
- 5.2. Ситуационные теории лидерства
- 5.3. Личностно-ситуативные теории
- Тема 6. Исследования лидерства в отечественной психологии
- Раздел 3. Управление лидерством в организации Тема 7. Основы группового лидерства
- Тема 8. Власть как основа лидерства
- Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие
- 1. Индивидуально-личностные качества
- 2. Организационно-управленческие качества
- 3. Социально-психологические качества
- 4. Перцептивно-лидерские качества
- Раздел 4. Стиль лидерства Тема 10. Классические стили руководства и современные интерпретации стилей руководства
- 10.1. Классические стили руководства
- 10.2. Современные интерпретации стилей руководства
- Тема 11. Зависимость стиля лидерства от ситуации
- 11.1. Основные параметры ситуаций
- 11.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера
- 11.3. Модель Херси — Бланшера
- 11.4. Противоречия современного менеджмента и авторитарного лидерства
- 11.5. Новые задачи и стиль управления
- Тема 12. Анализ стилей
- 12.1. Однофакторный способ анализа стилей
- 2.4.2. Двухфакторный способ анализа стилей
- Раздел 5. Практика лидерства Тема 13. Практика американского лидерства
- 13.1. Успешный лидер
- 1. Управление эмоциями.
- 2. Личностный идеал.
- 3. Особенности мышления.
- 4. Умение справляться с агрессией.
- 13.2. Командное лидерство
- 13.3. Групповое мышление и лидерство в малых группах
- Тема 14. Особенности японского лидерства
- 14.1. Групповое лидерство
- 14.2. Японская модель лидерства
- Литература