logo
536714_3DF89_lekcii_avtoritet_i_liderstvo

5.1. Теории лидерских качеств

В первых исследованиях лидерства считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключи­тельно его личностные качества. Это мнение согласовывалось с традицион­ными представлениями историков (Плутарх, Тит Ливии) и фи­лософов (Пла­тон, Аристотель, Гегель) о роли выдающихся личностей в истории. Теоретики XIX столетия выдвинули концепцию лидера как че­ловека, обладающего уни­кальными качествами, поражающими вообра­жение масс, и объясняли фено­мен лидерства на основе наследствен­ных факторов. Ф. Вудз, проследив гене­зис королевских династий 14 на­ций за десять столетий, пришел к выводу, что лидерство зависит от спо­собно­стей правителей. Вудз утверждал, что прави­тель определяет со­стояние страны в соответствии со своими возможностями: каков прави­тель, та­ков и народ. Если лидер одарен особыми качествами, ко­торые отличают его от последователей, то эти качества можно определенным образом систематизировать. Такое заключение породило теорию лидер­ских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных качеств.

Р. Каттел и Г. Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личностных качеств:

Сопоставление качеств лидеров с качествами последователей вы­явило, что у лидеров в большей степени развиты следующие восемь свойств (при­чем это в равной мере касается каждого типа лидерства):

Исследователь В. Борг доказал, что властность в характере не все­гда связана с самоуверенностью, а фактор жесткости в поведении чаще всего от­рицательно сказывается на лидерстве.

В 40-е годы XX века ученые подвергли анализу собранные в ре­зультате эмпирических исследований многочисленные факты о соотно­шении качеств лидеров. В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и об­наружил, что изучение личных качеств лидеров продолжает давать противо­речивые результаты. Однако он тоже выде­лил ряд приоритетных черт хозяй­ственного лидера: интеллект, стремле­ние к знаниям, надежность, ответствен­ность, активность, социальную компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях ли­деры, действующие наиболее эффективно, обнаружи­вали разные лич­ные качества, и сделал следующий вывод: человек стано­вится руко­водителем не только благодаря тому, что обладает набором опре­деленных личных свойств.

Аналогичную идею на основе анализа многих исследований вы­двинул Р. Манн. Вместе с тем он, так же как и Стогдилл, выделил те ка­чества, кото­рые в значительной степени характеризуют лидера:

В конце XX века наметился спад интереса к изучению тех качеств, кото­рые необходимы для становления лидера. Но классификация, со­ставление каталогов и моделей лидерских черт продолжают быть акту­альными и «заво­раживают» исследователей.

По итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, А. Лоутон и Э. Роуз предложили следующие десять качеств:

Харизматическому лидеру свойственны (по М. Гантору):

По мнению Э. Лоулера, одного из исследователей мотивации пер­со­нала, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищаю­щими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обла­дать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели ли­дерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории качеств ос­таются неучтенными мно­гие аспекты этого процесса, например взаимо­отноше­ния «лидер — последо­ватели», условия окружающей среды, хотя не вы­зывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать качест­вами, спо­собными вызвать доверие после­дователей.

Черты лидера нужно рассматривать не изолированно от других элемен­тов лидерства, а в связи с ними и в динамике. Следует помнить, что выполне­ние лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В чело­веке, который на протяжении долгого времени испол­няет роль лидера, фор­мируются и закрепляются требуемые для этого черты.