Раздел 1. Введение в лидерство Тема 1. Общие представления о лидерстве
Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян, в волчьих стаях. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак.
Лидерство основывается на определённых потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения её жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и выделению управленческой функции и осуществляющих её структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).
В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. В сложно организованных коллективах функции лидера повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности. В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует чёткой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жёсткости подчинения, лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определённых потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Везде, где собирается группа, состоящая более чем из двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей. В разные исторические эпохи предпринимались попытки как изучения лидерских качеств на основе описания личностей великих людей, так и создания рекомендаций в стиле трактатов «Искусство войны» Сунь-цзы или «Государь» Макиавелли.
В «Основах менеджмента» М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури лидерство определяется как «способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей». Сегодня сводить лидерство только к влиянию, мотивационным (побудительным) успехам руководителя неверно. Компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации.
Управление и лидерство не синонимы, но способность быть лидером — ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Суть лидерства состоит в наличии последователей.
Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Взаимосвязь лидерства и управления.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческих отношений, который опирается преимущественно на социальное воздействие. Лидерство в отличие от управления предполагает наличие последователей, а не подчиненных или сотрудников. В какой мере сотрудник становится последователем, в такой мере менеджер — лидером. Дорогу к лидерству ему открывает должность. Влияние только с позиции должности называется формальным лидерством, которое отождествляется с руководством.
Но в своем влиянии на людей руководитель не может полагаться только на полномочия, которые дает ему занимаемая должность. Один из его заместителей, имеющий меньшую формальную власть, начнет пользоваться большим авторитетом среди сотрудников, например, в конфликтных ситуациях или в решении важных для выживания организации задач. Такой заместитель получает поддержку, доверие, уважение за свою компетентность, уверенность, отношение к людям, а может быть, за другие качества, которых нет у шефа. Поэтому быть руководителем и лидером не одно и то же. Лидерству свойственно нечто большее, чем формальный статус. В зависимости от этого «нечто» существуют различные теории, концепции и типы лидерства.
Процесс влияние, выходящий за рамки занимаемой должности, получил название неформального лидерства. Такое лидерство обусловлено личностными и ситуационными особенностями использования власти. Источники питания этой власти различны по своему происхождению и содержанию. Поэтому существуют различные определения самого лидерства:
воздействие на группы людей для достижения общей цели;
межличностное взаимодействие с помощью коммуникаций;
индивидуальное влияние на отдельных людей.
Лидерство — это такое состояние управленческих отношений, которое основано на рациональном для их участников в конкретной ситуации сочетании различных источников власти и целей.
Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — чтобы люди делали правильные вещи.
Менеджер свое взаимодействие с сотрудниками строит в основном на контрактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им ориентироваться на новое.
Менеджер обычно занимает пассивную позицию по отношению к целям: ориентируется на кем-то установленные цели и практически не использует их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Опираясь на свой профессионализм, способности и умения, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, пытаясь сузить выбор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе опыта. Лидер, в противоположность, предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные решения проблемы. А самое главное, после того, как проблема решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существует возможность для получения соответствующего вознаграждения.
Различия между лидером и менеджером:
менеджер лидер администратор инноватор
поручает вдохновляет
работает по целям других работает по своим целям
основа действий — план основа действий — видение
полагается на систему полагается на людей
использует доводы использует эмоции
контролирует доверяет
поддерживает движение дает импульс движению
профессионал энтузиаст
делает дело правильно делает правильное дело
уважаем обожаем
Исследования показывают, что многие менеджеры обладают лидерскими качествами, однако на практике они редко проявляются. Для того чтобы это прояснить, еще раз подчеркнем отличия лидерства и руководства, имея в виду, что руководитель большую часть времени вынужден отдавать выполнению текущих, часто рутинных работ. Руководство неразрывно связано с организацией (предприятием, фирмой) и теми процессами, которые там происходят. Лидерство может существовать и вне организации. Функции управления осуществляются официальным руководством (начальством), а сами руководители (менеджеры или управляющие) обеспечивают выполнение заданий остальными работниками (сотрудниками) потому, что это положено им делать по должности. Сослуживцы следуют за руководителем в силу формальных причин, которые называются служебными обязанностями. За лидером же последователи идут в силу субъективных причин, часто неформального характера. У руководителей есть подчиненные, у лидеров — сторонники, признающие целеустремленность лидера или его личное обаяние. Лидер превращает сотрудников, сослуживцев, независимо от того, подчиненные они или нет, в последователей по убеждению.
Лидеры прививают остальным чувство значимости выполняемых заданий и тем самым любовь к работе. Они являются проводниками миссии организации.
Управляющий, руководитель, администратор становятся во главе группы в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий. Лидером же можно стать либо по воле организации, либо вопреки ей. При этом члены организации, как правило, всегда знают, кто является руководителем, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур.
Реальная жизнь не всегда разводит руководителя и лидера по противоположным углам, часто руководитель является лидером вне зависимости от его формальной должности в организационной иерархии. Наибольший интерес для нас представляет именно этот идеальный вариант, когда руководитель, эффективно управляющий своими подчиненными
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Введение в лидерство Тема 1. Общие представления о лидерстве
- Тема 2. Основные концепции лидерства и его сущностные характеристики
- Тема 3. Мотивация лидерства и его этические принципы
- 2. Этическое управление осуществляется только в процессе коммуникаций.
- 3. В основе управленческой деятельности лежит авторитет личности.
- 4. То, что познается, всегда познается способом познающего.
- 5. Этическое лидерство всегда подразумевает соответствующее отражение.
- 7. Этическое лидерство принимает во внимание моральные принципы сотрудников.
- 8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с предприятием.
- 9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.
- Тема 4. Типы лидеров
- Раздел 2. Теории лидерства Тема 5. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии
- 5.1. Теории лидерских качеств
- 5.2. Ситуационные теории лидерства
- 5.3. Личностно-ситуативные теории
- Тема 6. Исследования лидерства в отечественной психологии
- Раздел 3. Управление лидерством в организации Тема 7. Основы группового лидерства
- Тема 8. Власть как основа лидерства
- Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие
- 1. Индивидуально-личностные качества
- 2. Организационно-управленческие качества
- 3. Социально-психологические качества
- 4. Перцептивно-лидерские качества
- Раздел 4. Стиль лидерства Тема 10. Классические стили руководства и современные интерпретации стилей руководства
- 10.1. Классические стили руководства
- 10.2. Современные интерпретации стилей руководства
- Тема 11. Зависимость стиля лидерства от ситуации
- 11.1. Основные параметры ситуаций
- 11.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера
- 11.3. Модель Херси — Бланшера
- 11.4. Противоречия современного менеджмента и авторитарного лидерства
- 11.5. Новые задачи и стиль управления
- Тема 12. Анализ стилей
- 12.1. Однофакторный способ анализа стилей
- 2.4.2. Двухфакторный способ анализа стилей
- Раздел 5. Практика лидерства Тема 13. Практика американского лидерства
- 13.1. Успешный лидер
- 1. Управление эмоциями.
- 2. Личностный идеал.
- 3. Особенности мышления.
- 4. Умение справляться с агрессией.
- 13.2. Командное лидерство
- 13.3. Групповое мышление и лидерство в малых группах
- Тема 14. Особенности японского лидерства
- 14.1. Групповое лидерство
- 14.2. Японская модель лидерства
- Литература