logo
536714_3DF89_lekcii_avtoritet_i_liderstvo

Раздел 1. Введение в лидерство Тема 1. Общие представления о лидерстве

Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на про­тяжении всего его существования. Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с ли­дерством и на­зываемые «протолидерством», встречаются в среде жи­вотных, ведущих кол­лективный, стадный образ жизни, например в ста­дах обезьян, в волчьих стаях. Здесь всегда выделяется наиболее силь­ная, достаточно умная, упор­ная и решительная особь - вожак.

Лидерство основывается на определённых потребностях сложно орга­низованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорга­низации, упорядочении поведения отдельных элементов сис­темы в целях обеспечения её жизненной и функциональной способно­сти. Такая упорядо­ченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одно­уровневые связи, например, разделе­ние труда и кооперация) распреде­лению функций и ролей, и выделению управленческой функции и осу­ществляющих её структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).

В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высо­кой степенью автономии и свободы различных элементов и уров­ней органи­зации, функции лидера выражены слабо. В сложно организо­ванных коллекти­вах функции лидера повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их чле­нов, лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план вы­двигаются индивидуальные качества личности. В крупных объе­динениях, эф­фективность коллективных действий которых требует чёт­кой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управле­ния и жёсткости подчинения, лидирующих пози­ций, наделение их сравни­тельно большими властными полномочиями обязательны.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из оп­реде­лённых потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

Везде, где собирается группа, состоящая более чем из двух чело­век, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер оказывает значительное влияние на процессы само­организации группы, формирование групповых норм и ценностей, на по­ведение последо­вателей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидер­ства традиционно при­влекают внимание исследователей. В разные ис­торические эпохи предприни­мались попытки как изучения лидерских ка­честв на основе описания лично­стей великих людей, так и создания ре­комендаций в стиле трактатов «Искус­ство войны» Сунь-цзы или «Госу­дарь» Макиавелли.

В «Основах менеджмента» М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури лидер­ство определяется как «способность влиять на ин­дивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей». Се­годня сводить лидер­ство только к влия­нию, мотивационным (побуди­тельным) успехам руководи­теля не­верно. Компетентность управленче­ских отно­шений не исчерпывается мотивацией. В современном менедж­менте лидерство интегрирует меж­лично­ст­ные факторы организации для ориентации их на дости­жение целей ор­гани­зации.

Управление и лидерство не синонимы, но способность быть лиде­ром — ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомыш­ленника или по­следователя. Суть лидерства состоит в наличии по­следователей.

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы по­влечь их за собой для совместной реализации управленческих реше­ний по дости­жению определенных целей.

Взаимосвязь лидерства и управления.

Лидерство представляет собой специфический тип управленческих от­ношений, который опира­ется преимущественно на социальное воз­действие. Лидерст­во в отли­чие от управления предполагает наличие последователей, а не подчи­ненных или сотрудников. В какой мере со­трудник становится по­сле­дователем, в такой мере менеджер — лиде­ром. Дорогу к лидер­ству ему от­крывает должность. Влияние только с по­зиции должности на­зывается фор­мальным лидерст­вом, которое ото­ждествляется с руко­водством.

Но в своем влиянии на людей руководитель не может пола­гаться только на полномочия, которые дает ему занимаемая долж­ность. Один из его замес­тителей, имеющий меньшую формаль­ную власть, начнет пользоваться боль­шим авторитетом среди сотрудников, например, в конфликтных ситуациях или в решении важных для выживания органи­зации задач. Такой заместитель по­лучает поддержку, доверие, уважение за свою компетентность, уверенность, отношение к людям, а может быть, за другие качест­ва, которых нет у шефа. Поэтому быть руководи­телем и лидером не одно и то же. Лидерству свойст­венно нечто боль­шее, чем фор­мальный статус. В зависимости от этого «не­что» сущест­вуют раз­личные теории, концепции и типы лидерства.

Процесс влияние, выходящий за рамки занимаемой должно­сти, получил название неформального лидерства. Такое лидерство обу­словлено личност­ными и ситуационными особенностями ис­пользования власти. Источники пи­тания этой власти различны по своему происхож­дению и содержанию. По­этому существуют различные определения са­мого лидерства:

Лидерство — это такое состояние управленческих отноше­ний, ко­торое основано на рациональном для их участников в конкретной ситуа­ции сочета­нии различных источников власти и целей.

Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — чтобы люди делали пра­вильные вещи.

Менеджер свое взаимодействие с сотрудниками строит в ос­новном на контрактах и в рамках установленных целей. Лидер во­одушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и по­могая им ориентироваться на новое.

Менеджер обычно занимает пассивную позицию по отноше­нию к целям: ориентируется на кем-то установленные цели и практически не использует их для проведения изменений. Ли­деры, наоборот, сами ус­танавливают цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Опираясь на свой профессионализм, способности и умения, ме­неджер концентрирует усилия в области принятия решений, пытаясь су­зить выбор пу­тей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе опыта. Лидер, в противоположность, предпринимает попытки разработать новые и неодно­значные решения проблемы. А самое глав­ное, после того, как проблема ре­шена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, осо­бенно в тех случаях, когда суще­ствует возможность для получения соответст­вующего вознаграждения.

Различия между лидером и менеджером:

менеджер лидер администратор инноватор

поручает вдохновляет

работает по целям других работает по своим целям

основа действий — план основа действий — видение

полагается на систему полагается на людей

использует доводы использует эмоции

контролирует доверяет

поддерживает движение дает импульс движению

профессионал энтузиаст

делает дело правильно делает правильное дело

уважаем обожаем

Исследования показывают, что многие менеджеры обладают ли­дер­скими качествами, однако на практике они редко проявля­ются. Для того чтобы это прояснить, еще раз подчеркнем отли­чия лидерства и ру­ководства, имея в виду, что руководитель большую часть времени вы­нужден отдавать выполне­нию теку­щих, часто рутинных работ. Руково­дство неразрывно связано с орга­низацией (предприятием, фирмой) и теми процессами, ко­торые там происхо­дят. Лидерство может существо­вать и вне ор­ганизации. Функции управления осуществляются офици­альным руководством (начальством), а сами руково­дители (менеджеры или управляющие) обеспечивают выполнение заданий осталь­ными ра­ботниками (сотрудниками) потому, что это положено им делать по долж­ности. Сослуживцы следуют за руководителем в силу формальных при­чин, которые называются служебными обязанностями. За лидером же по­следователи идут в силу субъ­ективных причин, часто неформального харак­тера. У руководи­телей есть подчиненные, у лидеров — сторонники, признаю­щие целеустремленность лидера или его личное обаяние. Ли­дер пре­вращает сотрудников, сослуживцев, независимо от того, подчи­ненные они или нет, в последователей по убеждению.

Лидеры прививают остальным чувство значимости выпол­няемых зада­ний и тем самым любовь к работе. Они являются проводниками миссии орга­низации.

Управляющий, руководитель, администратор становятся во гла­ве группы в результате намеренного действия формальной организа­ции — деле­гирования полномочий. Лидером же можно стать либо по воле ор­ганизации, либо вопреки ей. При этом члены организа­ции, как пра­вило, всегда знают, кто является руководителем, а вот ведомые не все­гда знают, что их ведут. Дей­ствия лидеров не ограничиваются рамками ка­ких-либо полномочий и структур.

Реальная жизнь не всегда разводит руководителя и лидера по про­тиво­положным углам, часто руководитель является лидером вне зави­симости от его формальной должности в организационной иерар­хии. Наибольший инте­рес для нас представляет именно этот идеаль­ный ва­риант, когда руководи­тель, эффективно управляющий свои­ми подчи­нен­ными