Раздел 3. Управление лидерством в организации Тема 7. Основы группового лидерства
В современной науке лидерство принято считать, скорее всего, явлением групповым, организационным, общественным, чем личностным, индивидуальным.
Каждый из нас как член той или иной группы вынужден решать проблемы, которые в ней возникают. Структурам и динамике группы, а также организации групповой работы в практическом менеджменте и хозяйственном лидерстве стало уделяться повышенное внимание. Оно вызвано потребностями бизнеса и выживания предпринимательских структур. Такие потребности вытекают из широкого спектра предпосылок — от необходимости проектной работы в одной высокоэффективной команде до процессов глобализации экономики, в основе которых лежит корпоративный бизнес, неизбежно включающий групповую работу.
Групповая работа, как и всякая другая, представляет собой целесообразно затраченную энергию. В данном случае речь идет об энергии рабочей силы, усилиях и способностях последователей и лидеров как членов группы. Единство такой работы дает так называемый синергический эффект, когда силы группы больше суммы сил ее членов. Этот эффект объясняет повышенный интерес к групповым процессам, командной работе и корпоративным отношениям. Стремление вначале получить такой эффект, а потом его повысить лежит в основе группового лидерства. Получение эффекта от согласования дискретно действующих рабочих сил достигается управлением людьми, или менеджментом, в пределах от малых групп (бригад, участков, лабораторий и других подразделений первичных ступеней организационной структуры предприятия) до самой отрасли. Повышение такого эффекта требует группового лидерства.
Состояние группы определяется лидерством в ней. Характеристики внешней среды группы не играют решающей роли. Литер может исказить представление об этих характеристиках. Группа как целостное образование имеет свои характеристики:
групповое пространство;
область лидерства;
главную внутреннюю границу;
область членства;
внешнюю границу.
Структура группы определяется ее границами. Основные границы группы представляют ее главную структуру. Группа может иметь несколько и даже большое количество внутренних границ, одна из которых будет главной.
Главная внутренняя граница делит групповое пространство на зоны членства и лидерства. Внешняя граница представляет собой совокупность критериев, по которым отличают членов от нечленов. Внутри своих границ группа имеет организационную структуру. Это ее своеобразный скелет.
Индивидуальная структура определяется теми людьми, которые составляют саму группу. Такая структура на предприятиях представлена в штатном расписании ее подразделений.
Лидерство ассоциируется с частью либо организационной, либо индивидуальной структуры. Если говорят: «Как дела у Иванова И.И.?» (директора школы), то имеется в виду, что речь идет о самом предприятии, лидером которого он является. Здесь лидерство представляется частью организационной структуры Министерства образования.
Организационное лидерство относится к сфере проявления лидерства в контексте внутигрупповых взаимоотношенийю Поэтому определение организационного лидерства должно включать такие базовые понятия, как:
1. «Лидер и последователи»: лидерство может быть реализовано только в отношении других людей, соответственно, о лидере можно говорить только тогда, когда у него есть последователи.
2. «Взаимодействие»: любой акт лидерства включает процесс взаимодействия между лидером и последователями.
3. «Личностные источники влияния»: при решении задачи развития лидерских качеств наиболее значим именно личностный (не формальный) компонент власти.
4. «Решение поставленных задач»: организационное лидерство направлено на решение организационных задач и достижение групповых целей.
Таким образом, в соответствии с выделенными ключевыми понятиями под организационным лидерством далее следует понимать тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, осуществляемого лидером на основе неформальных (личностных) источников влияния и направленного на побуждение последователей к решению поставленных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия.
Понятие «акт лидерства» служит для обозначения единичных действий, поступка лидера в отношении последователей, осуществляемых на основе личностных источников влияния и направленных на побуждение последователей к решению поставленных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия. В соответствии с ним к числу основных задач тренинга лидерства относят: оказание помощи в осуществлении успешных актов лидерства и закрепление лидерского образа в восприятии последователей-подчиненных.
Лидерский потенциал включает в себя совокупность его психологических качеств, способностей, особенностей и условий взаимодействия с группой, определяющих возможности занять лидерское положение в группе и успешность дальнейшего использования им лидерского ресурса в практике управления.
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Введение в лидерство Тема 1. Общие представления о лидерстве
- Тема 2. Основные концепции лидерства и его сущностные характеристики
- Тема 3. Мотивация лидерства и его этические принципы
- 2. Этическое управление осуществляется только в процессе коммуникаций.
- 3. В основе управленческой деятельности лежит авторитет личности.
- 4. То, что познается, всегда познается способом познающего.
- 5. Этическое лидерство всегда подразумевает соответствующее отражение.
- 7. Этическое лидерство принимает во внимание моральные принципы сотрудников.
- 8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с предприятием.
- 9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.
- Тема 4. Типы лидеров
- Раздел 2. Теории лидерства Тема 5. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии
- 5.1. Теории лидерских качеств
- 5.2. Ситуационные теории лидерства
- 5.3. Личностно-ситуативные теории
- Тема 6. Исследования лидерства в отечественной психологии
- Раздел 3. Управление лидерством в организации Тема 7. Основы группового лидерства
- Тема 8. Власть как основа лидерства
- Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие
- 1. Индивидуально-личностные качества
- 2. Организационно-управленческие качества
- 3. Социально-психологические качества
- 4. Перцептивно-лидерские качества
- Раздел 4. Стиль лидерства Тема 10. Классические стили руководства и современные интерпретации стилей руководства
- 10.1. Классические стили руководства
- 10.2. Современные интерпретации стилей руководства
- Тема 11. Зависимость стиля лидерства от ситуации
- 11.1. Основные параметры ситуаций
- 11.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера
- 11.3. Модель Херси — Бланшера
- 11.4. Противоречия современного менеджмента и авторитарного лидерства
- 11.5. Новые задачи и стиль управления
- Тема 12. Анализ стилей
- 12.1. Однофакторный способ анализа стилей
- 2.4.2. Двухфакторный способ анализа стилей
- Раздел 5. Практика лидерства Тема 13. Практика американского лидерства
- 13.1. Успешный лидер
- 1. Управление эмоциями.
- 2. Личностный идеал.
- 3. Особенности мышления.
- 4. Умение справляться с агрессией.
- 13.2. Командное лидерство
- 13.3. Групповое мышление и лидерство в малых группах
- Тема 14. Особенности японского лидерства
- 14.1. Групповое лидерство
- 14.2. Японская модель лидерства
- Литература