Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие
Успешность решения задачи развития лидерских качеств во многом зависит от точности их определения. Несмотря на то, что сторонникам «теории черт» не удалось выделить «универсальные» лидерские черты, тем не менее человеку, претендующему на роль лидера в группе, все же необходимо обладать определенными лидерскими качествами, особенно на этапах становления лидерства. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в некоторой степени определяет, почему одни члены группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой в качестве лидеров.
Под, лидерскими качествами организационного лидера понимают совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций.
Изучению лидерских качеств организационного лидера посвящено немало исследований. Так, Уоррен Беннис выделяет шесть важных качеств организационного лидера:
направляющее видение — отчетливое понимание своих целей и действий как профессионала и как личности, способность проявлять упорство при неудачах и даже провалах;
внутренняя страсть — стремление воспользоваться теми возможностями, которые предлагает жизнь, совпадающее с весьма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий; Р целостность личности — производная от знания человеком самого себя, искренности и зрелости; знание сильных и слабых сторон, верность своим принципам, желание и умение учиться у других людей и работать с ними;
доверие (надежность) — способность заслужить доверие других;
любознательность — стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
дерзновенность — готовность идти на риск, экспериментировать, испытывать новое.
А. Лоутон и Э. Роуз по итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, предложили рассматривать следующие десять качеств, повышающих эффективность организационного лидера:
дальновидность — умение видеть перспективные цели, формировать облик и задачи организации;
умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно;
умение мотивировать последователей;
владение искусством межличностных отношений;
«политическое чутье» — способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;
стойкость и непоколебимость перед лицом оппонента;
харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся определению, но пленяющее людей;
способность идти на риск, а также делегировать полномочия последователям;
гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;
решительность и твердость, когда этого требуют обстоятельства.
М. И. Рожков выделяет следующие основные качества лидера-организатора:
способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций и т. п.;
наличие четких целей, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;
умение решать проблемы, вычленять главное и второстепенное, оценивать варианты, прогнозировать последствия, оценивать и распределять ресурсы;
творческий подход к решению управленческих задач, умение генерировать идеи, готовность к нововведениям;
знание особенностей организаторской и организационной деятельности, умение управлять людьми, мотивировать и стимулировать их к работе, умение работать с группой;
наличие специфических организаторских качеств личности и др.
В трудах А. Л. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Под общими понимаются качества, которыми могут обладать и не-лидеры, но которые повышают эффективность лидера. В число специфических качеств лидера входят:
организаторская проницательность — тонкая психическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого человека его место в зависимости от индивидуальных особенностей;
способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
склонность к организаторской работе, потребность брать на себя ответственность.
Перечисление качеств, трактуемых различными исследователями как лидерские, можно продолжать долго. Однако чем длиннее становится их перечень, тем меньше в нем практической пользы. Не вызывает сомнения, что лидер все-таки должен обладать какими-то качествами, отличающими его от других членов группы. Однако перечень этих качеств необходимо составлять исходя из ситуационных переменных, среди которых выделяются:
1. Социальные и демографические особенности группы.
2. Специфика решаемых задач.
3. Особенности профессионального взаимодействия и др.
На основе анализа научной литературы и эмпирического исследования лидерских качеств Евтихиев О. выделил обобщенную структуру лидерских качеств организационного лидера.
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Введение в лидерство Тема 1. Общие представления о лидерстве
- Тема 2. Основные концепции лидерства и его сущностные характеристики
- Тема 3. Мотивация лидерства и его этические принципы
- 2. Этическое управление осуществляется только в процессе коммуникаций.
- 3. В основе управленческой деятельности лежит авторитет личности.
- 4. То, что познается, всегда познается способом познающего.
- 5. Этическое лидерство всегда подразумевает соответствующее отражение.
- 7. Этическое лидерство принимает во внимание моральные принципы сотрудников.
- 8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с предприятием.
- 9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.
- Тема 4. Типы лидеров
- Раздел 2. Теории лидерства Тема 5. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии
- 5.1. Теории лидерских качеств
- 5.2. Ситуационные теории лидерства
- 5.3. Личностно-ситуативные теории
- Тема 6. Исследования лидерства в отечественной психологии
- Раздел 3. Управление лидерством в организации Тема 7. Основы группового лидерства
- Тема 8. Власть как основа лидерства
- Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие
- 1. Индивидуально-личностные качества
- 2. Организационно-управленческие качества
- 3. Социально-психологические качества
- 4. Перцептивно-лидерские качества
- Раздел 4. Стиль лидерства Тема 10. Классические стили руководства и современные интерпретации стилей руководства
- 10.1. Классические стили руководства
- 10.2. Современные интерпретации стилей руководства
- Тема 11. Зависимость стиля лидерства от ситуации
- 11.1. Основные параметры ситуаций
- 11.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера
- 11.3. Модель Херси — Бланшера
- 11.4. Противоречия современного менеджмента и авторитарного лидерства
- 11.5. Новые задачи и стиль управления
- Тема 12. Анализ стилей
- 12.1. Однофакторный способ анализа стилей
- 2.4.2. Двухфакторный способ анализа стилей
- Раздел 5. Практика лидерства Тема 13. Практика американского лидерства
- 13.1. Успешный лидер
- 1. Управление эмоциями.
- 2. Личностный идеал.
- 3. Особенности мышления.
- 4. Умение справляться с агрессией.
- 13.2. Командное лидерство
- 13.3. Групповое мышление и лидерство в малых группах
- Тема 14. Особенности японского лидерства
- 14.1. Групповое лидерство
- 14.2. Японская модель лидерства
- Литература