12. Теория организационного потенциала
Теория организационного потенциала. В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления. Промышленную организацию он рассматривает как некоторую систему, осуществляющую взаимосвязи с источниками ресурсов и внешней средой (рынки сбыта, конкуренты, правительство и др.).
Исходя из этого выделяется два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур.
Первый из них - структурный подход - был характерен для периода до второй мировой войны. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. В своей основе подход являлся статическим, так как не учитывал динамики изменения организационных структур под воздействием внешних факторов.
Второй, динамический подход получил наиболее широкое распространение в послевоенный период. Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов. Динамический подход иллюстрируется моделью фирмы. В рамках этого подхода анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом - рассматривается фирма в условиях стабильных внешних связей (статический аспект). Организационные проблемы, возникающие при этом, носят оперативный характер.
На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды (динамический аспект). Организационные проблемы, возникающие в связи с этим, Ансофф называет стратегическими.
Ансофф считает, что основная задача высшего руководства современной фирмы - решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Одним из основных тезисов динамического подхода является существование тесной зависимости между характером внешних взаимосвязей и поведением фирмы, с одной стороны, и ее внутренней организацией - с другой.
Ансофф акцентирует внимание, что любая организация является сложной совокупностью большого числа взаимосвязанных элементов.
Наиболее важные из них: руководители, структура, информация, системы и процедуры, технологические процессы, ценности, организационный потенциал. Большой набор указанных элементов представляет собой организационный потенциал.
Изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с управляющих. Затем следуют изменение системы ценностей, действующей на фирме, перестройка информационных потоков, остальных элементов.
Считается, что основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации (совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур).
Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы. Выделяются случаи, когда небольшое изменение стратегии может потребовать радикальной перестройки культуры организации и когда изменение стратегии практически не требует изменения культуры организации, а, следовательно, организационного потенциала. Однако чаще всего изменения стратегии связаны с определенными изменениями организационного потенциала. Сам же характер перехода существенно зависит от конкретных условий. В рамках рассматриваемой теории выявляется влияние жизненного цикла изделия на стратегию изменения организационного потенциала.
Изложенная выше теория применима лишь к организациям, чутко реагирующим на все изменения внешней среды. Для каждого конкретного случая должна устанавливаться оптимальная частота организационных перестроек. Сам процесс изменения определяется внешними условиями. Проведены эксперименты, когда в организации заранее отрабатывается несколько возможных структур управления и в зависимости от условий выбирается один из вариантов. Причем выбор того или иного варианта может осуществляться на ЭВМ с помощью формальных методов.
Модель управления фирмой показывает, что в зависимости от внешних условий и характера решаемых проблем высшее руководство должно концентрировать внимание на вполне определенных моментах, указанных в матрице.
- Определение и сущность организации.
- 2. Основные аспекты изучения организации
- 3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
- 4.Теория организации и наука об управлении.
- 5. Место теории организации в системе наук
- 6. Теория организации и организационное поведение.
- 1.Наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
- 2.Наличие, по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
- 3.Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
- 7. Классическая теория организации.
- 8.Бюрократическая школа Вебера
- 9. Теория Гласиер.
- 10. Теория административного поведения.
- 11. Теория Лайкерта.
- 12. Теория организационного потенциала
- 13. Теория институтов и институциональных изменений
- 14. Современные направления теоретических разработок в области организации и управления
- 15. Системный подход в организации.
- 16. Организация как открытая система.
- 17,18. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 19. Организация как система процессов
- 20. Организационная культура
- 21. Уровни организационной культуры.
- 22. Свойства организационной культуры.
- 23. Классификация организационной культуры.
- 24. Методы поддержания организационной культуры.
- 25. Социальная организация, хозяйственные организации
- 26. Особенности социальной организации
- 27) Социальная организация как социальная система
- 28. Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
- Система управления организаций
- Структура элементов системы управления организацией
- Взаимосвязь элементов системы управления
- 45. Закон синергии
- 46. Закон информированности
- 47. Закон самосохранения
- 48. Закон самосохранения
- 49. Закон развития
- 50. Закон композиции и пропорциональности