28. Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
Одним из критериев классификации может быть принцип построения и функционирования организации, на основе которого целесообразно разделять все организации в обществе на формальные и неформальные.
Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации - это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею.
Неформальная организация - это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Например, объединение друзей, группа туристов.
Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна их роль в деятельности крупных предпринимательских и государственных структур.
На стыке двух названных типов организаций находятся такие разновидности организационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».
Поведенческие модели представляют собой одновременное функционирование двух систем в рамках одной организации
- технической системы, производящей продукцию или услуги;
- социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.
Если удовлетворению социальных и психологических потребностей отдельных лиц и групп уделяется недостаточное внимание, то техническая система, по всей вероятности, начнет терять равновесие.
Сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, гласности информационного потока, а также слабой командной цепи по отношению к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, которые осуществляются децентрализованно и зачастую коллегиально. Все сотрудники организации могут оказывать влияние на процедуры, используемые в подразделениях организации. Особый акцент делается на способности отдельных лиц вписываться в структуру организации и решать проблемы.
Органическая модель имеет следующие характеристики: наличие небольшого объема правил (за исключением правил по технике безопасности), полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности сотрудников, наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Инициативные сотрудники, обладающие компетентностью и оригинальностью мышления, составляют основу этой модели.
Органическая модель характеризуется гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения условий среды функционирования (пример подобной модели - шведская компания «Инейтер», предоставляющая консультации в области вычислительных систем).
Модель «организационной туманности» представляет собой модель самоконструирования. Она непрерывно изменяется, постоянно пребывая в поиске новых способов реагирования на условия среды и методов созидания собственного будущего. Ориентированная на самоконструирование, организация характеризуется такими качествами, как непостоянство, разногласия, неортодоксальность и изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения используемых методов и своей ориентации, зачастую являясь хаотичной. Данная форма организации является экспериментальной.
30) Госуд. упр-ние – организующее, упоряд. деят-ть гос-ва, гос. регулирование различных общественных отношений путем деят-ти всех людей гос. власти – закон., испол., судебной, их органов, гос. служащих. Муниципальное упр-ние – тождественно местному самоуправлению, как форма упр-ния местной соб-ти; это самост. вид профессион. деят-ти, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках опред. законов. Собственность – отношение лица к принадлежащей ему как к своей, к-я выражается во владении, пользовании и распоряжению его, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйст. гос-ва, на к-й простирается власть соб-ти. Формы соб-ти: 1) частная (гражданин и юрид. лицо) 2) государственная (федеральная и субъект РФ) 3) муниципальная (сп-ть городских и сельских поселений и др. муниципальных образований) Госуд. орг-ция подразделяется на госучреждение и госпредприятие. Госучреждение – вид орг-ции, созданный для осуществления управленческих, административно-политических и социокульт. задач (закон. и судебные органы, всевозможные академии). Гос. предприятие – это хозяйственный субъект, создается в целях произ-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг дл удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Госуд. и муниц. предприятия могут быть организованы в форме унитарного предприятия. Его имущество неделимо. Структура упр-ния не имеет опосредствующих звеньев, рук-ль пред-тия единолично назначается гос-вом или муниц. образованием. Госуд. пред-тия различны по формам деят-ти и отраслям: промышленные, с/х, транспортные, строительные, торговые. Гос. пред-тия могут быть коммерческие (л. цель – извлечение прибыли), некоммерческие (вся прибыль поступает в доход гос-ву). Федеральные казенные пред-тия – учреждаются федеральным органом испол. власти для конкретных видов работ и услуг. В отношении госуд. орг-ций осущ-ся прямое директивное госуд. регулирование не только на уровне законов, но и путем приказов, распоряжений, указаний. Существует 4 метода ведения муниц. хоз-ва: 1) прямое – муниципалитеты осущ-ют непосредственное рук-во муниц. пред-тием 2) муниц.-подрядная сис-ма – строительство и выполнение опред. функций ведется частными подрядчиками, получающих часть прибыли, временно нанимаемыми на конкурентной основе муниципалитетами. 3) Муниц.-арендная сис-ма – сдача в аренду муниц. имущества при условии невозможности распорядиться им более выгодным образом, при этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от дохода регулярно получая арендные платежи. 4) Муниц. концессия – уступна муниципалитетом на опред. срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хоз-ва в опред. сфере деят-ти.
35) Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Для системы управления организаций необходимо:
разработать миссию организаций;
распределить функции производства и управления;
распределить задания между работниками;
установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
приобрести или модернизировать технологию производства;
наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
организовать производство.
Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации
- Определение и сущность организации.
- 2. Основные аспекты изучения организации
- 3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
- 4.Теория организации и наука об управлении.
- 5. Место теории организации в системе наук
- 6. Теория организации и организационное поведение.
- 1.Наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
- 2.Наличие, по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
- 3.Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
- 7. Классическая теория организации.
- 8.Бюрократическая школа Вебера
- 9. Теория Гласиер.
- 10. Теория административного поведения.
- 11. Теория Лайкерта.
- 12. Теория организационного потенциала
- 13. Теория институтов и институциональных изменений
- 14. Современные направления теоретических разработок в области организации и управления
- 15. Системный подход в организации.
- 16. Организация как открытая система.
- 17,18. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 19. Организация как система процессов
- 20. Организационная культура
- 21. Уровни организационной культуры.
- 22. Свойства организационной культуры.
- 23. Классификация организационной культуры.
- 24. Методы поддержания организационной культуры.
- 25. Социальная организация, хозяйственные организации
- 26. Особенности социальной организации
- 27) Социальная организация как социальная система
- 28. Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
- Система управления организаций
- Структура элементов системы управления организацией
- Взаимосвязь элементов системы управления
- 45. Закон синергии
- 46. Закон информированности
- 47. Закон самосохранения
- 48. Закон самосохранения
- 49. Закон развития
- 50. Закон композиции и пропорциональности