logo
teoria_organizatsii_ekzamen

46. Закон информированности

Всем организациям присущи информационные процессы – обмен информацией между компонентами системы, системой в целом и окружающей ее средой. Не исследовав информационные процессы, невозможно эффективно управлять организацией.

Закон информированности означает, что степень организованности может быть выше тогда, когда имеется новая информация и когда эта информация использована.

Понятие «информация» означает сообщение о чем-либо, передаваемое людьми, т. е. информация – это уменьшение неопределенности в результате получения сообщений.

Неопределенность существует тогда, когда из-за неполноты информации необходим выбор из числа возможных альтернатив.

При получении дополнительной информации у человека появляется возможность определить, к чему приведет осуществление тех или иных действий, увидеть их конечный результат и на этой основе осуществить выбор наиболее рационального пути.

Учет требований закона информированности при проектировании и формировании организации означает, что уровень ее организованности будет выше тогда, когда заранее получена полная информация о характеристиках элементов как потенциальных структурных единицах системы и особенностях их поведения.

При сознательно проводимом системообразовании необходимо выделить в качестве исходного материала для последующих построений элементы внешней среды, а для этого – научиться различать их, сопоставлять и сортировать.

Большое значение имеет информация для обеспечения нормального функционирования организации в условиях возмущающих воздействий как внешнего, так и внутреннего порядка. Благодаря информационным процессам система способна осуществить целесообразное взаимодействие с окружающими условиями, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и движение себя самой к запрограммированной цели, несмотря на отклоняющие воздействия.

Способность системы воспринимать полезное и отсекать ненужное зависит от степени информированности системы, от того, насколько богат зафиксированный и хранящийся системой информации опыт решения проблемных ситуаций, связанных с возмущающими воздействиями.

Чем разнообразнее, многостороннее опыт, а соответственно, информация, в которой этот опыт зафиксирован, тем устойчивее система.

Информация выполняет в организации следующие задачи:

выступает специфической формой взаимосвязи, взаимодействия компонентов и элементов системы, а также системы в целом с окружающей средой;

обслуживает все уровни, функции управления – от подготовки и принятия решений до подведения итогов его выполнения;

содержит сведения о методах и средствах управления, которые нужно использовать для обеспечения эффективного функционирования системы, достижения поставленных целей;

является непосредственной причиной, определяющей выбор системой того или иного варианта поведения, перевода системы в новое состояние, обеспечивающее ее движение к заданной цели.