21. Понятие менеджмент и его роль в условия рыночной экономики
Термин management означает "управление". менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
непосредственно процесс управления;
аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления.
менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
-ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
- хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
22. Эволюция концепций менеджмента. Основные школы менеджмента, их роль и социальная направленность.
Школы М.:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность
рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.
- 21. Понятие менеджмент и его роль в условия рыночной экономики
- 23. Основы организации управления, понятие и системный подход к организации управления.
- 25. Структура как основа функционирования системы менеджмента, их типы. Проектирование структур менеджмента, требования и определяющие их факторы.
- 26. Методы управления: понятие, сущность и их характеристика. Взаимосвязь и
- 27. Роль и место менеджера в системе управления и повышение их роли в создании благоприятной атмосферы в коллективе
- 28. Психологический анализ личности менеджера. Типы менеджеров и их характеристика.
- 29. Авторитет менеджера и лидерство, понятие и отличительные признаки авторитета от лидерства.
- 30. Методы психологического побуждения мотивации работников к эффективной трудовой деятельности.
- 31. Психология общения; понятие, виды и требования, предъявляемые к нему. Манера и этика делового общения
- 32. Процесс управления; его содержание и основные характеристики. Роль цели в процессе управления.
- 34. Управленческие решения: сущность, классификация и требования, предъявляемые к ним. Процедурограмма подготовки и принятие решения.
- 36. Понятия «стиль руководства» и «культура управления», содержание и методы выработки эффективного стиля менеджера
- 37. Этика предпринимательской деятельности и деловых контактов, проблемы хозяйственной самостоятельности, предприимчивости и ответственности менеджера.
- 38. Управление конфликтами и стрессами: понятие, причины, способы и методы и разрешения.